Логотип храма Дмитрия Донского

Приход храма в честь Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского г. Тула.

Официальный сайт прихода. Русская Православная Церковь, Московский Патриархат. Тульская и Ефремовская Епархия. Северное благочиние
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 17.00, тел. +7 (905) 118 1913
Логотип Флага ВДВ
(anonymous)

17.09.2023

17 СЕНТЯБРЯ - ПЕРВОЕ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО (1911)

С Праздником, дорогие братья и сестры!

ПЕРВОЕ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ

В сентябре 1911 года в Белгороде были великие торжества по случаю канонизации и обретения мощей святого , которые длились целую неделю – со 2 по 9 сентября по старому стилю. Днем 3 сентября к мощам святого приложилась, специально приевшая по такому случаю, великая княгиня Елисавета Феодоровна. В Белгород, который был тогда тихим уездным городом Курской губернии с населением в 40 тысяч человек, прибыло до200 тысяч паломников. Начиная с 28 августа 1911 года и в дни торжеств ежедневно к мощам святителя прикладывались по 16–20 тысяч паломников. Пещерка, где хранились мощи святителя Иоасафа, вмещала не более 40–50 человек. Чтобы припасть к мощам святого угодника Божия, нужно было сутки простоять в очереди без пищи и отдыха! Да и в очередь допускали сначала паломников дальних и ближних крестных ходов, а затем уж частные лица. Но ропота не было. Это был настоящий подвиг веры и благочестия во имя святителя-подвижника Иоасафа.

НАДРУГАТЕЛЬСТВО НАД МОЩАМИ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

В 1920 году произошло надругательство над святыней: мощи св. Иоасафа были извлечены из гробницы, отправлены в Москву, где они выставлялись в музеях.

Анастасия Цветаева (сестра Марины Цветаевой) вспоминает, как в 1924 году увидела их в музее Наркомзема в Москве. «Он лежал остриженный под первый номер еле серебристой головы. Я видела образ его, и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты. Высокого роста, епископ лежал обнаженный, с куском картона на чреслах, закрытые глаза — не видели, слава Богу!»

С целью доказать, что это мумия (при мумификации удаляются все внутренние органы и первым делом печень), а не мощи, рядом в стеклянном гробике положили труп бывшего фальшивомонетчика, убитого во время дележа денег. Он был найден в сухом подвале. И рядом здесь же лежала засохшая мертвая крыса. Но вскоре полка со стеклянным гробиком исчезла, точно ее и не было — фальшивомонетчик «плохо пахнул». Но это было не всё.

Через 10 лет Анастасия случайно разговорилась с одной женщиной об этом музее. А она, как оказалось, работала в лаборатории, имевшей отношение к больнице Склифосовского. К ним привезли мумифицированного фальшивомонетчика. «Он стал издавать дурной запах, а его надо было вернуть обратно в зал Музея Наркомзема. Фальшивомонетчика принялись бальзамировать. Сколько над ним старались! Все усилия, все знания приложили. Но, должно быть, перестарались — потому что он у них под руками вдруг рассыпался в вонючий прах». И Анастасия рассказала женщине начало этой истории.

Из Москвы мощи святителя Иоасафа перевезли в Ленинград. В 1970-е годы они экспонировались в музее религии и атеизма, располагавшемся в здании Казанского собора. Когда появилась угроза их уничтожения из-за самодурства коменданта музея, мощи святителя были спрятаны в шлаковой засыпке чердака собора.

ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ

Второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года. Бывший бригадир плотников, Аркадий Соколов, который участвовал в сохранении мощей, рассказал об истории захоронения и указал место. Для этого на чердак собора пришлось пробираться тайно. Интересно, что до этого чердак неоднократно обследовался, но мощи никто не находил.

Комиссия установила, что это мощи епископа Иоасафа Белгородского. Одним из убедительных аргументов идентификации с его телом был обнаруженный в районе печени разрез. Мощи вскрывались в декабре 1920 года с целью доказать, что это искусственная мумия. Известный патологоанатом, приглашенный из Харькова профессор, который бальзамировал Ленина, скальпелем сделал Н-образный разрез в районе печени, т.к. при мумификации первый орган, который удаляется, – это печень. Сохранились документы, подтверждающие, что печень и все внутренние органы оказались на месте, что мумификация не проводилась. Разрез был не зашит, а прикрыт.

ПЕЩЕРКА СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА

Когда произошло второе обретение мощей, то мощи святителя были перенесены в Спасо-Преображенский собор, а затем в Белгород в Преображенский собор, где и находились до 2011 года, пока не были перенесены в «пещерку».
Известно, что «пещерка святителя Иоасафа», в которой 156 лет находились его нетленные мощи (с 1754 года до момента канонизации – до 1911 года), была засыпана и утрачена в конце 1920-х годов, когда снесли монастырь и началась застройка этого места.

В 2010 году усилиями и трудами белгородских краеведов во время археологических раскопок она была найдена. В 2011 году рядом с пещеркой была построена часовня, а над пещеркой установлен стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом. Часовня построена на месте, где когда-то стоял разрушенный Свято-Троицкий кафедральный собор.

К 100-летию со дня прославления святые мощи свт. Иоасафа были вновь перенесены в место первоначального погребения святителя — склеп, получивший в народе название «пещерка». Теперь каждый паломник может побывать в пещерке и помолиться возле ее древних стен.

Длинными вереницами идут теперь богомольцы к гробнице архиерея Божия, чтобы поклониться его нетленным мощам… А целые миллионы верующих, лишенных возможности посетить Белгород, духовно идут к святой гробнице сердцем своим — своею верою. И всех объемлет святитель своею любовью: он всем является с своей благодатной помощью — и поклоняющимся его святым мощам, и духовно притекающим к ним с верою и молитвою. Прислушайтесь к тому, что говорят о святителе Иоасафе верующие люди. Они расскажут вам, как он исцелял и исцеляет тяжкие недуги, как он являлся и является в ночных видениях и старцам, и детям. И особенно много в недавнее время было благодатных явлений святого архипастыря детям. Значит их чистые сердца дороги святителю Божию…

Как при жизни своей он особенно жалел матерей с детьми, так и по смерти он не оставляет их без своего благодатного заступления. Матери чувствуют это и в скорбях своих о детях прибегают к святителю. И сколько дивных знамений Божественной помощи детям явлено по молитве святителя!

Так, например, в 1880 году у мощей святителя Иоасафа получила исцеление слабоумная девочка Ксения Фоменко. Упав однажды в воду, эта девочка перестала говорить, ноги ее ослабли; рот был у нее перекошен и из него постоянно текла слюна. Мать привела ее к гробнице святителя Божия. И после трех панихид девочка совершенно исцелилась.

Один дворянин Н. И. Дмитриев рассказывает, что лет 15 — 16 назад его четырехлетняя дочь Ольга, всегда хилая, золотушная, заболела скарлатиной. Врачи приговорили ее к смерти. Но отец слезно молился у гробницы святителя или о даровании ей скорой смерти или выздоровления. И по молитве святителя Иоасафа девочка скоро встала с постели.

Купец из города Курска Дулеев рассказывает, как он, болевший с детства и ходивший на костылях, получил полное исцеление после того, как помолился у гробницы Белгородского святителя. Жена обер-кондуктора Южных ж. д. Торопова, жившая в Обояни и потом в Белгороде, сообщила о том, как ее семилетний мальчик, не говоривший от рождения, у гробницы святителя Иоасафа получил способность говорить. Теперь этому мальчику 17 лет и он хорошо учится в Белгородском училище. Помогал и помогает святитель не только детям, но и всем верующим.

Так о святителе Иоасафе известно, что он помог одному своему отдаленному потомку освободиться от японского плена. Призвав на помощь святителя Иоасафа, русский офицер ускользнул от вражеских пуль (из книги Евгения Поселянина).

СОВРЕМЕННЫЕ ЧУДЕСА

Позвольте рассказать о чуде святителя Иоасафа, которое произошло со мной. 5 марта 2003 года мой отец, который жил в Белгороде, попал в больницу с инфарктом. Приехав из Москвы, 8 марта я впервые в жизни приложилась к мощам святителя, ничего о нем не зная. 9 марта, молясь в Преображенском соборе, испытала катарсис, а в своем дневнике записала: «Стояла вблизи от архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и одна из первых получила от него в дар освященную на Афоне иконку Серафима Саровского». Конечно, я молилась тогда о выздоровлении отца, но 11 марта он умер.
После защиты кандидатской диссертации по творчеству Достоевского я мечтала посвятить себя науке. Но жили мы с мужем-биологом и маленькой дочкой очень бедно, постоянной работы у меня не было. И вдруг 13 марта заведующий отделом гуманитарных проблем газеты «Московская правда» Леонид Гвоздев (Царство ему Небесное), с которым я сотрудничала внештатно, предложил мне по телефону работу. Уверена, что именно святитель Иоасаф «трудоустроил» меня. Немного позже от газеты меня аккредитовали на первый Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», который с тех пор ежегодно проходит на греческом острове Родос. Это было вторым чудом.

Потом было много чудес по молитвам апостола Андрея Первозванного, святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского, Матроны Московской, святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. 20 ноября 2011 г. я вымолила помощь Божией Матери, приложившись к ее честному Поясу в храме Христа Спасителя. Но мощи святителя Иоасафа стали первой святыней, в благодатной силе которой я смогла убедиться. (Ирина Ахундова)

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.