Логотип храма Дмитрия Донского

Приход храма в честь Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского г. Тула.

Официальный сайт прихода. Русская Православная Церковь, Московский Патриархат. Тульская и Ефремовская Епархия. Северное благочиние
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 17.00, тел. +7 (905) 118 1913
Логотип Флага ВДВ
(anonymous)

09.11.2023

ЛИТУРГИЯ

Литургия есть самое важное богослужение, потому что на нем совершается величайшее из таинств – таинство св. причащения. Литургия называется также обедней, потому что служится во время дня, близкое к обеденному, перед полуднем. В молитвах, песнопениях и священнодействиях за литургией воспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения на небо. Таинство св. причащения называется еще таинством св. евхаристии, то есть благодарственной жертвой, так как совершается в благодарное воспоминание крестных искупительных страданий Господних и по заповеди Спасителя: «Сие творите в Мое воспоминание». Евхаристия есть бескровная жертва, приносимая Богу за грехи всех людей, живых и умерших, как бы ежедневное повторение жертвы Голгофской, принесенной Самим Христом. Она заменила ветхозаветные кровавые жертвы.

Литургия разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.

Проскомидия есть греческое слово, которое по-русски значит «принесение». Это название получила первая часть литургии от обычая древних христиан приносить с собой нужные для совершения таинства хлеб и вино. Потому и хлеб, употребляемый для таинства, называется греческим словом «просфора», что значит по-русски «приношение». Облачившись в священные одежды и умыв руки, священник подходит к жертвеннику и берет одну из пяти нужных для литургии просфор. Из нее он вырезает всю середину сверху донизу и кладет ее на середину дискоса. Эта вырезанная часть называется Агнцем, потому что представляет собой Новозаветного Агнца, Господа нашего Иисуса Христа. Агнец по освящении становится истинным Телом Христовым. Им и причащаются верующие. Вынимая Агнца, священник вспоминает крестные страдания Спасителя за грехи людей, как ягненка (агнца), которого ведут на смерть; надрезает его крестообразно и прокалывает правую его сторону копием, подобно тому как воин пронзил бок Христа, висевшего на кресте; затем вливает в чашу вино, смешанное с водой. Вода примешивается к вину, которое по освящении становится истинной Кровью Христа, потому что из сделанной копьем раны Спасителя истекла кровь и вода. Из остальных четырех просфор священник вынимает части в воспоминание и честь Божией Матери, Иоанна Крестителя, пророков, апостолов и других святых, за здравие Государя и Его Семейства и других верующих, за упокой умерших. Частицы эти кладутся на дискосе по правую сторону Агнца (в честь Божией Матери), по левую (в честь святых) и остальные под ним. Но все эти частицы не освящаются вместе с Агнцем, и они не служат для причащения.

После этого над дискосом ставится звездица. Дискос и чаша (потир) покрываются отдельно небольшими покровами, или воздухами, а затем вместе – одним большим. Священник молится, чтобы Господь благословил приготовленные для таинства хлеб и вино, принял их и помянул (вспомнил) тех, которые принесли и за кого принесли.

Во время совершения проскомидии читаются часы – третий и шестой, состоящие из молитв и псалмов.

Литургия оглашенных. Вторая часть литургии называется литургией оглашенных, потому что за совершением ее в древней христианской Церкви могли присутствовать готовившиеся к св. крещению, еще его не принявшие, но наученные истинам Христовой веры устно, с голоса (оглашенные).

Литургия оглашенных начинается прославлением Пресвятой Троицы: «Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков!» – возглашает священник и произносит сам или диакон, если он есть, великую ектению. Поются псалмы – 102-й: Благослови, душе моя, Господа… и 15-й (антифоны): Хвали, душе моя, Господа… – разделяемые малой ектенией.

За антифонами следует песнь в честь воплотившегося Сына Божия, претерпевшего распятие и победившего смерть:

Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святые Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!

Единородный Сын и Слово Божие, бессмертный, пожелавший воплотиться для нашего спасения от Святой Богородицы и вечно Девы Марии, истинно сделавшийся человеком и добровольно принявший распятие, Христос Бог, смертью победивший смерть, один из Лиц Святой Троицы, прославляемый с Отцом и Святым Духом, спаси нас!

За этой песнью следует малая ектения и вход (малый) с Евангелием. На клиросе поются Евангельские блаженства: «Блаженни нищие духом...»; открываются царские врата, и священник, предшествуемый диаконом, несущим Евангелие, и свечой, выходит из алтаря северными вратами по солее к царским, в которых диакон возглашает: «Премудрость, прости!» Затем оба входят в алтарь. Малый вход напоминает явление Христа на проповедь; поэтому клир, видя в Евангелии Самого идущего Христа, поет: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу».

В алтаре священник про себя молится, чтобы Господь принял от нас трисвятую песнь и простил нам грехи. Конец этой молитвы: «яко свят еси Боже наш» – он произносит громко, а диакон возглашает: «Господи, спаси благочестивые и услыши ны».

Поется трисвятая песнь: «Святый Боже...», читается Апостол, а затем Евангелие; произносится сугубая ектения, ектения за умерших и за оглашенных, которые приглашаются выйти из храма: «Оглашеннии, изыдите!»

Литургия верных. За этой важнейшей частью литургии разрешается присутствовать только верным, то есть крещеным. Она начинается словами диакона: «Елицы (которые) вернии, паки и паки миром Господу помолимся».

Отверзаются царские врата и начинается пение Херувимской песни:

Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение, яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа.

Мы, таинственно изображающие Херувимов и поющие Животворящей (дающей жизнь) Троице трисвятую песнь, оставим теперь все житейские заботы, чтобы принять Царя всех (всего мира), невидимо сопровождаемого воинством (дориносима) ангельских чинов. Аллилуиа.

Диакон совершает каждение; священник молится, чтобы Господь удостоил его принести Ему Дары; оба читают Херувимскую песнь и идут к жертвеннику. В середине Херувимской, после слов «отложим попечение», через северные врата выходят священнослужители; диакон несет на голове дискос, священник в руках – чашу. На солее они громко поминают Государя с его Семейством, св. Синод, молящихся и всех православных христиан, затем входят в алтарь и ставят Дары на лежащий на престоле развернутый антиминс, покрывая их воздухом. Царские врата затворяются, а певчие оканчивают пение Херувимской песни.

Этот вход называется великим и напоминает шествие Спасителя на Голгофу для вольных страданий. Начинается приготовление верующих к освящению Даров просительной ектенией о предложенных честных Дарех, о даровании нам мирного и безгрешного дня, Ангела Хранителя, прощения грехов, всего доброго и полезного душам нашим, о том, чтобы остальное время жизни (живота) нам провести в мире и покаянии, иметь кончину безболезненную, мирную и дать добрый ответ на страшном суде Христовом.

Бескровная жертва может приноситься только среди мира и любви между приносящими. Поэтому священник говорит: «Мир всем», а диакон призывает верующих ко взаимной любви словами: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» (чтобы единодушно объявлять веру), а певчие оканчивают за него: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Диакон возглашает: «Двери, двери, премудростию вонмем», то есть затворим двери нашего ума и сердца для посторонних мыслей и будем внимательны при принесении Жертвы. Клир исповедует от лица молящихся веру в пении или чтении Символа веры: «Верую во единого Бога...»

Диакон вновь приглашает верующих к благоговению возгласом: «Станем добре (будем стоять хорошо), станем со страхом, вонмем (будем внимательны): святое возношение (Св. Дары) в мире приносити». Клир отвечает: «Милость мира, жертву хваления», то есть: принесем Богу, как лучшую жертву для Его восхваления, общий мир. Священник обращается к народу со словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди (пусть будет) со всеми вами», и затем убеждает молящихся иметь сердца горе, то есть обращенными к верху, к Богу, на что они отвечают: «Имамы ко Господу», то есть мы имеем их (сердца) обращенными к Господу.

Приготовляясь приступить к совершению таинства, священник возглашает: «Благодарим Господа», на что верующие отвечают: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». В это время раздается колокольный звон в знак того, что наступает самая важная минута – освящение Даров. Священник про себя благодарит Господа за все Его милости к людям и за то, что Он благоволит принять от нас, недостойных, бескровную жертву, когда пред Ним находятся святые ангелы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», а клир отвечает на это пением самой ангельской песни, которую слышали пророк Иезекииль и апостол Иоанн Богослов, и приветствием детей Спасителю при входе Его в Иерусалим: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (воинств), исполнь (полны) небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». Священник снимает звездицу с дискоса и продолжает благодарить Бога за Его такую любовь к людям, что Он не пожалел отдать на муки и смерть за них Своего Сына, совершившего наше спасение. Затем священник, вспоминая Тайную вечерю, произносит громко слова, которыми Спаситель установил Таинство св. причащения: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». На первую и на вторую половину этих слов клир отвечает: «Аминь». После этого священник берет крестообразно дискос и чашу, поднимает их вверх и говорит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся», то есть: Твои дары, которые Ты Сам дал нам (хлеб и вино), мы приносим Тебе в благодарственное воспоминание о всем и за все. Клир на это поет: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш». Священник в это время призывает на предложенные Дары Духа Святого, благословляет с молитвой хлеб и вино, сначала отдельно, потом вместе, и поклоняется Св. Дарам, которые стали уже истинным Телом и истинной Кровью Христовыми.

По освящении Даров священник молится за всех тех, за кого принесена бескровная Жертва; говорит, что Дары принесены как благодарственная Жертва за всех святых, особенно же (изрядно) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, и просит Господа помянуть нас ради их молитв за нас. Клир отвечает на эти слова хвалебной песнью в честь Пресвятой Девы: «Достойно есть яко воистину...» Во время пения ее священник про себя молится за всех людей, живых и умерших, а потом громко поминает Синод и местного архиерея, на что клир отвечает: «И всех и вся», то есть: помяни, Господи, всех верующих, мужчин и женщин. Свои молитвы священник заканчивает возгласом: «И даждь (дай) нам единеми усты и единем сердцем (одинаково и единодушно) славити и воспевати пречестное (славное) и великолепое (величественное) имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков», и благословляет молящихся словами: «И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами», а молящиеся отвечают: «И со духом Твоим».

Диакон произносит прошение о принесенных и освященных честных Дарех, яко да (чтобы) Человеколюбец Бог наш, прием я (приняв их) во святый и пренебесный (находящийся выше небес) мысленный (духовный) свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго (как духовное благоухание), ниспослет (ниспослал) нам Божественную благодать и дар Святаго Духа». За этим прошением следует просительная ектения и священник возглашает: «И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (смело), неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати»; хор поет на это молитву Господню, где Бог называется нашим Отцом Небесным. Священник, поднимая над дискосом Агнца, говорит: «Святая святым», то есть что Святые Дары могут быть преподаны только святым, безгрешным, очистившимся от грехов, на что молящиеся, в сознании своей греховности, отвечают: «Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь». Священник и диакон читают предпричастную молитву и причащаются сперва Тела, а затем крови Христовой отдельно, после чего открываются царские врата, и из них с возгласом «со страхом Божиим и верою приступите» выносится св. чаша для приобщения мирян. Они подходят к ней со смирением, сложив руки крестообразно на груди, читают предпричастную молитву, кладут земной поклон и, сподобившись принятия св. Таин, целуют край чаши. Во время причащения клир поет: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите».

После причащения Св. Дары опять вносятся в алтарь, ставятся на престол, и священник опускает в чашу частицы, вынутые на проскомидии за живых и умерших, вознося Богу молитву, чтобы Он омыл Кровью Своею грехи тех, за кого принесена была жертва. Затем он благословляет народ, на что клир отвечает пением: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся, Та бо (ибо Она) нас спасла есть».

Диакон переносит с престола на жертвенник дискос, а священник, взяв чашу, произносит про себя: «Благословен Бог наш», благословляет молящихся чашею и громко продолжает: «Всегда, ныне и присно и во веки веков». Последнее явление Даров народу напоминает вознесение Господне на небо. Клир поет: «Да исполнятся (пусть наполнятся) уста наша хваления Твоего (хвалой Тебе), Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, божественным, бессмертным и животворящим Тайнам; соблюди нас в Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа».

Диакон приглашает верующих благодарить Бога, что Он сподобил приобщиться св. Таин: «Прости (благоговейно) приимше (принявши) божественных, святых, пречистых, бессмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа». Священник заканчивает это благодарственное моление возгласом: «Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков», и, обращаясь к народу, говорит: «С миром изыдем», на что клир отвечает: «О имени Господнем» (с благословением Господним). После этого священник, сшедши с амвона, читает последнюю молитву – заамвонную, по окончании которой клир поет: «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века».

В некоторые дни Великого поста (по средам и пятницам первых шести недель, в первые три дня страстной и в четверг пятой) совершается литургия Преждеосвященных Даров. Она состоит из часов, вечерни и собственно литургии. Самая литургия эта отличается тем, что на ней не совершается Таинства, а верующие приобщаются Дарами, освященными ранее на литургии, бывшей в ближайшее воскресенье.

Порядок (чин) литургии Преждеосвященных Даров такой. За чтением часов следует вечерня, к которой присоединяется торжественное перенесение северными и царскими вратами с жертвенника на престол уже освященных Св. Даров, причем вместо «Иже Херувимы» поется песнь «Ныне силы небесные с нами невидимо служат». Затем идет приготовление верующих к причащению, самое причащение, благодарение за него и отпуст.

Чин обычно совершаемой литургии составился еще во времена апостольские, но письменно изложен был в конце IV века св. Иоанном Златоустом, потому и самая литургия эта называется литургией Иоанна Златоуста. От нее очень малым отличается литургия Василия Великого, совершаемая 10 раз в году: 1-го января (14-го января по н. ст.), в день памяти этого святого, накануне Рождества и Крещения Господня, в первые пять воскресных дней Великого поста, в Великий Четверг и в Великую Субботу. Литургия Василия Великого отличается большей продолжительностью молитв, тайно читаемых священником. Перед словами Спасителя «приимите, ядите… пийте от нея вси...» возглашается вслух: «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек». Вместо «Достойно есть» поется: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.