Логотип храма Дмитрия Донского

Приход храма в честь Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского г. Тула.

Официальный сайт прихода. Русская Православная Церковь, Московский Патриархат. Тульская и Ефремовская Епархия. Северное благочиние
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 17.00, тел. +7 (905) 118 1913
Логотип Флага ВДВ
(anonymous)

11.03.2024

ИЗ ТОЛКОВАНИЯ СВТ. СЕРАФИМА (СОБОЛЕВА) НА ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЛОВА О СТРАШНОМ СУДЕ. ОБ ОТЛИЧИЯХ ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ ОТ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ.

Конечно, на Страшном суде Христовом получат спасение только те, которые имели любовь к ближним, разумеется, любовь истинную, а не ложную. Под ложною, не спасительною любовию, надо разуметь любовь сентиментальную и гуманистическую, которая действует в нас только тогда, когда несчастие ближних перед нашими глазами. По учению Еп. Феофана Затворника, гуманистическая любовь есть любовь эгоистическая, в которой мы, любя других, любим лишь самих себя. Она действует в нас, вследствие страстей тщеславия, корыстолюбия и в силу страха перед общественным мнением, этим современным идолом…
Не такая любовь к ближним спасет нас на Страшном суде Христовом, а любовь христианская, т.е. та, которая исходит из любви ко Христу. Вот почему Господь сказал ученикам: «Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин.14:15). Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин.14:23)», а любовь к ближним — есть одна из главных заповедей Христа.

Кроме того, любить Христа можно только верующим в Него, ибо как возможно любить Христа, как Бога, если мы не будем иметь истинной веры в Него? Без веры не только невозможно приобрести любовь ко Христу, но невозможно вообще все дело нашего спасения. «Иже веру имет и крестится, -сказал Господь, -спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Мк.16:16)».

Но и это не все. Любовь ко Христу и ближним, вера во Христа, как и всякая христианская добродетель, рождаются в нашем сердце от благодати Святого Духа, которая изливается на нас в Православной Христовой Церкви. Вот почему Ап. Павел на любовь к ближним, как и на всякую истинную христианскую добродетель, смотрит, как на плод Святого Духа, когда говорит в послании к Галатам: «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22–23)». Вот какая любовь к ближним поставит нас одесную Бога во время страшного суда. Эту любовь Ап. Павел в первом послании к Коринфянам называет самым великим даром Святого Духа, венцом всех христианских добродетелей (1Кор.12:31,13:1–13).

Следовательно, нас спасет та любовь к ближним, которая имеет за собою всю полноту христианской церковной благодатной жизни, та любовь, о которой Ап. Павел сказал: «Любовь, яже есть соуз (совокупность) совершенства (Кол.3:14)». Отсюда вполне будут понятны слова Христа:"  О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин.13:35)".

А также будет понятен ответ св. Иоанна Богослова на вопрос его учеников, почему он к концу своей жизни одно только и говорил: «Дети, да любите друг друга». «Потому, – отвечал Апостол, – что в этой любви заключаются все заповеди Христа, весь евангельский закон».

Поэтому, мысленно созерцая Страшный Суд Христов, будем стараться приобретать все христианские добродетели. Тогда мы будем иметь истинную благодатную любовь к ближним, за которую услышим на этом Суде радостные и вожделенные для нас слова нашего Спасителя и Бога:" Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф.25:34)".

(Из слова в неделю Мясопустную. О Страшном Суде Христовом и о помиловании нас за истинную любовь к ближним).

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.