В небольшом сербском городке Вране в семействе священника Спиридона Поповича в день Благовещения Пресвятой Богородицы родился сын и назвали его в честь праздника — Благое, который стал монахом Иустином, прожил долгую жизнь и умер в тот же день, когда родился. На Благовещение!
+++
Преподобный Иустин (Попович) является выдающимся защитником православной веры в XX веке. Он родился 7 апреля ( н.ст.) 1894 года в городе Вране на юге Сербии. При крещении он получил имя Благое, что означает «благовеститель». Из его рода вышло семь поколений священнослужителей вплоть до его деда — отца Алексия. Маленьким мальчиком он часто ездил с родителями в Пчиньский монастырь к мощам святого Прохора, чудотворца Пчиньского, подле которых его мать чудесным образом исцелилась от тяжелой болезни. Когда пришло время ее ухода из этого мира, у Благоя было «физическое ощущение бессмертия», поскольку он увидел лицо матери, излучающее покой. На протяжении всей своей жизни он будет свидетелем и выразителем непоколебимой веры в победу над смертью, которую Христос Спаситель нам принес.
В свои школьные годы усердно читал Евангелие и старался жить по нему. С четырнадцати лет и до конца жизни соблюдал правило: каждый день прочитывать три главы из Нового Завета. Желая изучать таинства Божественного откровения, он поступил в семинарию святого Саввы в Белграде, где его учителем был святитель Николай (Велимирович). Во время Первой мировой войны был санитаром и пережил отступление сербской армии в Албанию. 1 января 1916 года он был пострижен в монашество с именем в честь святого Иустина, мученика и философа. С группой молодых одаренных семинаристов он был направлен из Скадара в Санкт-Петербург продолжать учебу в духовной академии, откуда вскоре, из-за начавшейся революционной смуты, перешел на богословский факультет в Оксфорд. По окончании учебы и войны вернулся в Белград.
В 1922 году был рукоположен во иеромонаха сербским первосвятителем Димитрием, и начал преподавать в семинарии в Сремских Карловцах. Здесь он познакомился с митрополитом Киевским Антонием (Храповицким). Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Он преподавал, окормлял многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет, но при этом мечтал об уходе на Афон. Еще во время учебы он убедился, что вся западная цивилизация, которая стремится превозносить человека независимо от Бога, зашла в устрашающий тупик. С этого времени он стал бескомпромиссным защитником православного «божественного гуманизма», основанного на Личности Христа – истинного Бога и истинного Человека, Первого и Последнего, к Которому все стремится, дабы достигнуть своей полноты, и Который остается «высшей ценностью и последним доводом православия».
В периодическом издании «Христианская жизнь», которое он основал вместе с несколькими молодыми преподавателями, была опубликована его – в то время сенсационная – статья «Внутренняя миссия нашей Церкви». В ней святой Иустин писал: «Миссия Церкви, божественно-человеческого организма, – органично и лично соединить всех верных с Личностью Христа… Непростительная хула на Христа и Святого Духа – делать из нее национальный институт… Цель ее наднациональная, вселенская, всечеловеческая – соединить всех людей во Христе».
Как преподаватель Святой Иустин считал, что «тот, кто не учит вечной жизни, является лжеучителем». Поэтому он вкладывал в учеников не столько различные знания, сколько заботу о поиске Царства Небесного и напоминал им о вопросе юноши, который пришел найти Христа: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Мк.10,17). В жизни и в преподавании святой Иустин руководствовался словами святителя Григория Богослова и даже написал их на первой странице своего Евангелия: «Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать».
Всюду, где он бывал, и на всех, кто приходил с ним посоветоваться, он производил глубокое впечатление человека, живущего только для Бога и ради защиты истинности Евангелия. Приняв за образцы пророков и отцов Церкви, он непреклонно утверждал, что в православии все основано на Евангелии: вера, молитва, подвижничество, церковная служба, Святые Таины и святые добродетели. Вся традиция Церкви есть не что иное, как живое Евангелие.
После установления в 1945 году власти коммунистов Преподобный Иустин был изгнан из университета вместе с двумя сотнями других профессоров. Его арестовали в монастыре Суково, близ Пирота, и заключили в тюрьму в Белграде. Не имея возможности преподавать и будучи лишен всех прав, он находил пристанище в разных монастырях, а затем до конца своих дней с 1948 по 1979 жил практически в заключении в маленьком женском монастыре Челие во имя архангела Михаила, близ Валево. Здесь он много времени посвятил писательскому труду, богословским изысканиям, переводческой и издательской деятельности, при содействии своих учеников и будущих видных архиереев Сербской Церкви — иеромонахов Амфилохия (Радовича), Афанасия (Евтича) и Артемия (Радосавлевича).
Архимандрит Иустин, свободно владевший кроме родного сербского еще русским, греческим, английским и немецким, много потрудился в качестве патролога, агиографа и догматиста. Его труды, доступные современному читателю, думающему о вечности и ищущему смысл жизни, опираются на учение великий святых отцов Церкви и вошли в сокровищницу православной литературы. Автор многочисленных Духовных произведений, Святой Иустин был выдающимся подвижником и исповедником Сербской Православной Церкви. Из-за его противостояния экуменизму «опала» в Челийской обители не прекратилась до конца его земной жизни. Своим наследникам в монастыре он оставил завещание опубликовать его труды, с тем чтобы чистый доход шел в фонд Святого Иоанна Златоуста, с целью, по возможности, возведения в Челийской обители храма во имя Святого Саввы Сербского с южным приделом во имя мученика Иустина Философа и северным приделом во имя преподобной Марии Египетской.
Скончался в праздник Благовещения, 7 апреля, 1979 года в Челийской обители в день своего рождения. Перед тем как отойти ко Господу, он прошептал одному из друзей, который стоял рядом с ним: «Единственный подлинный Человек есть Богочеловек Иисус Христос!» Тем самым он подвел итог своего служения, которое состояло в неустанном и безкомпромиссном возглашении благой вести о приходе Спасителя. Был погребен у южной стороны Алтаря монастырского храма. По его указанию, надгробным украшением служил лишь каменный Крест и цветы.
Почитание отца Иустина святым началось сразу по его кончине и широко распространилось далеко за пределами Югославии еще до его канонизации. Стали писаться его иконы, слагаться молитвы к нему, его книги переводились на многие языки. В его родном Вранье его память сохранялась с благоговением: при соборе действовал хор его имени, имелось общество «Святой отец Иустин», его имя было дано одной из улиц. В Челийском монастыре ежегодно совершались встречи его Духовных чад и почитателей — в основном из Сербии, Греции и сербского рассеяния.
Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем рабочем заседании 29 апреля 2010 года единодушно постановил внести в диптихи святых Православной Церкви его имя как преподобного Иустина Челийского. Решением Собора его память была установлена на
14 июня( по н.ст.). Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года, его имя было включено в месяцеслов Русской Церкви.
ТРОПАРЬ, глас 8 Православия сладость, нектар премудрости, отче преподобне, излиял еси в сердца верных яко богатство: житием своим и учением показался еси живая книга Духа, Иустине Богомудре, моли Христа Бога Логоса да оло́госит тя почитающих.
КОНДАК, глас 4 Яко Божественную лествицу обретохом Иустине преподобне, твоя Божественная поучения, к небеси ны возводящия, якоже учил еси, житием вообразил еси. Тем ти зовем: радуйся, православный филосо́фе Истины.
Комментарии ()
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()