Логотип храма Дмитрия Донского

Приход храма в честь Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского г. Тула.

Официальный сайт прихода. Русская Православная Церковь, Московский Патриархат. Тульская и Ефремовская Епархия. Северное благочиние
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 17.00, тел. +7 (905) 118 1913
Логотип Флага ВДВ
(anonymous)

26.05.2024

ДЕНЬ ПАМЯТИ СХИАРМАНДРИТА МАКАРИЯ БОЛОТОВА

26 мая – 23 года назад отошел ко Господу старец, схиархимандрит Макарий (Болотов) /21.09.1932 – 26.05.2001/

Он принадлежал к тому же роду Болотовых, что и епископ Иоасаф (Болотов) /†1799/, просветитель Аляски, прославленный в лике святых Зарубежной Церковью, и схимонахиня София (Болотова) /†05.02.1888/, постриженница старца Амвросия Оптинского, основательница Шамординской обители.

Отец батюшки погиб на советско-финской войне, дед был расстрелян, многие из родных репрессированы, мать тяжело болела, годами не выходила из больниц.

Во время болезни матери оставался в семье за старшего. Бывало вот нет никакой еды. Три дня с сестренками молились с акафистом перед иконой Божией Матери «Скоропослушница».

«Давайте будем молится Матери Божией – я буду акафист читать, а вы поклоны ложите, просите у Матери Божией хлеба, хорошего хлебушка!»

Вот молимся-молимся, плачем-плачем: «Матерь Божия дай нам хлебушка беленького!». На утро встаем – а на пороге на полотенце вооот такой хлеб лежит. Большой, горячий, только что испеченный! Где печеный? Бог весть, а во дворе – снег. И не следочка…

Во втором классе его выгнали из школы за отказ отречься от веры.
— Мне директор школы показывает портрет мужика, — вспоминал батюшка, — и говорит: поклонись ему, он твой отец. Я отвечаю: нет, отец мой погиб.

«Тогда он тебе дед» — «Деда моего комиссары в 27-м расстреляли».

«Тогда он тебе брат...» Когда всех родственников перебрал, тогда пальцем показывает: он твой друг. А друзья у меня, говорю Николай Угодник да Михаил Архангел. Я им всегда молюсь, они мне всегда помогают. И перекрестился.

Меня директор из школы выгнал и спросил: а как же ты теперь, мальчик, жить-то будешь?..

Батюшка тогда сказал директору: да у тебя, может, сын помрет, я за него псалтирик почитаю, а ты мне денежку дашь.

Через некоторое время двадцатилетний сын директора школы действительно погиб, и его жена просто заставила сходить за будущим батюшкой, хоть директор очень этого не хотел… «Отцом и братом» был товарищ Ленин…

В четырнадцать лет отец Макарий дал монашеские обеты и по некоторым сведениям был облачен в рясофор, тоже тайно.

К тому же времени относится и его встреча с преподобным Кукшей /†24.12.1964/. Отец Кукша, в первый раз его увидев, сказал: «А мы с тобой похожи». Мальчик тогда не понял, чем он может быть похож на схиигумена Кукшу, которому было уже за восемьдесят.

После разгрома Глинской по благословению некоего юродивого, подвизавшегося вместе с глинскими отцами, поехал в Воронежскую епархию, к великому подвижнику схиигумену Митрофану (Мякинину) /†25.12.1964/, который и умирал на руках отца Макария, облекшего его в схиму.

Отец Макарий пребывал в тесном молитвенном общении со старцами, духовные корни которых происходили из Оптиной пустыни.



В начале 1963 года был рукоположен в иеромонахи и служил в приходском храме г. Задонска Воронежско-Липецкой епархии. К тому времени он в полной мере испытал на собственном духовном опыте влияние Почаевской Лавры, Оптиной и Глинской пустынь и прошел сквозь пытки в украинском КГБ, после хрущевского разгрома Почаева.

У отца Макария выломана правая рука (до конца земной жизни он писал левой), сотрясение головного мозга, во время допросов чекисты — втаптывали каблуками батюшке в ребра монашеский крест. Гвоздями пробивали ему ноги, как потом рассказывал старец своим близким духовным чадам, «больнее было, когда вынимали гвозди из ног...».

— Если бы они добили меня тогда, я был бы мучеником, — говорил схиархимандрит Макарий незадолго до смерти, — а вот теперь не знаю, как Господь будет меня судить.

В селе Бурдино Липецкой области, при приходском храме у отца Макария возникла община с монастырским укладом, которая не была официально зарегистрирована как монастырь.

Правящий архиерей незадолго до своей смерти побывал в селе Бурдино и сказал отцу Макарию: «Мое архипастырское сердце чувствует здесь дух настоящей христианской общины».

Четыре года спустя, уже при другом архиерее, община была разогнана, а батюшка запрещен в священнослужении.

Он уехал в Тбилиси, к схимитрополиту Серафиму (Мажуга) /†08.03.1985/, и через какое-то время был разрешен в служении. Святейший Патриарх Пимен даже предложил отцу Макарию архиерейство, не зная, видимо, о его тайной схиме. От епископства архимандрит Макарий отказался: «Лучше быть маленькой фиалкой, чем большим лопухом».

Вспоминается рассказ батюшки о встрече с бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко), который ныне глава неканонической православной «церкви» Киевского патриархата и «патриарх Киевский и всея России», уже в то время тот был в расколе. Батюшка шел по улице, а тот проезжая мимо на машине, остановился.

На Филаретово приглашение подвезти, батюшка нехотя остановился и глядя в глаза бывшего Экзарха всея Украины произнес: «Нет, Михаил Антонович, Макарий грешник, но не еретик, и мне с тобой части нет! Несчастный, зачем ты вообще на свет родился?!»

И часто, в последние годы, перед своей кончиной, со скорбью говорил про Украину, про грядущие события, про тяжелый, но необходимый нашей Церкви путь очищения, путь, как говорил батюшка «мытарств на земле».

В 1989 году он присутствовал при открытии Оптиной пустыни.
В течение нескольких месяцев 1988 года он постоянно приходил в обитель, служил в ней, участвовал в восстановлении, духовно окормлял братию и паломников, но даже вопрос о предоставлении ему кельи решать никто не спешил.

Отец Макарий рассказывал, что отец наместник высказал ему претензию по поводу того, что к нему – отцу Макарию – «бросаются» под благословение и спешат за советом и братия, и паломники, иной раз не оказывая должного почитания начальствующему в обители – «чего это, мол, они к тебе так липнут».

Отец Макарий ему на это ответил: «да вот – пчелам ульи поставили, клумбы цветов насадили, а они как летали в отхожее место, так и летают, да там и берут, что их душе потребно».

Никто не может дать вразумительного ответа – по какой конкретно причине схиархимандрита Макария выдворили из Оптиной.

Штампованный набор ярлыков – «он в прелести, в ереси, в расколе», и «вообще незачем о нем разговаривать». Батюшку «попросили» не появляться больше на территории монастыря, и братии настоятельно не рекомендовали с ним общаться.

Рассказывая об этом, отец Макарий вспоминал старицу, схимонахиню Серафиму Мичуринскую /†05.10.1966/, которая говорила ему об Оптиной: «Если будет в Оптиной отец родной, то будешь там жить, а будет отчим — из окна Оптину видеть будешь, а в нее не войдешь. Будет тебе, батек, глазам близко – да ногам склизко».

Среди сплетен, сопровождавших обвинение отца Макария в колдовстве, была совсем дикая: будто бы его видели неподалеку от Оптиной летающим в гробу.

Когда рассказали об этом батюшке, он сказал: «Да вот… раньше “Москва – Киев” летал, а сейчас там стало транспорта много, разворачиваться трудно, “Москва – Минск” летаю…»

Незадолго до своего появления в Оптиной батюшка с помощью духовных чад купил домик в селе Нижние Прыски, в нескольких километрах от пустыни: в этом домике раньше бывали многие оптинские старцы, преподобный Амвросий когда-то освящал тот колодец, из которого черпал воду отец Макарий.

В 1989 году батюшка был вынужден покинуть Оптину пустынь, предсказав своему келейнику, тогда еще послушнику отцу Василию (Рослякову) /†18.04.1993/ мученическую кончину — до страшного пасхального убийства оставалось чуть более трех лет.

Двенадцать последних лет жизни прожил в этом домике оптинский изгнанник.

В последние годы жизни схиархимандрит Макарий тяжело болел, перенес инфаркт, когда его выгоняли из Оптиной, у него был рак желудка, чудесным образом Господь его тогда исцелил.

Напоминали о себе: пробитые гвоздями ноги, пробитый и перебитый во многих местах череп, вырванные волосы, выбитые рукояткой пистолета зубы, ломанные прикладом пальцы рук и сапогами ребра, выкрученные до разрывов сухожилий руки.

Гораздо ранее 2000 года многим из духовных чад батюшка начал говорить: «В мая я всех вас соберу на молитву, все ко мне в мае приедете».

Умер он после нескольких инсультов в московской больнице, в полном и ясном сознании. Врач показывал, келейнику батюшки, снимки его головного мозга и говорил, что жизнь с таким состоянием мозга невозможна, а жизнь в здравом рассудке тем более.

Похоронили его так, как он и завещал: под простым, без надписи крестом в селе Нижние Прыски Козельского района Калужской области.

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.