Логотип храма Дмитрия Донского

Приход храма в честь Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского г. Тула.

Официальный сайт прихода. Русская Православная Церковь, Московский Патриархат. Тульская и Ефремовская Епархия. Северное благочиние
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 17.00, тел. +7 (905) 110 3161
Логотип Флага ВДВ
(anonymous)

02.06.2020

2 ИЮНЯ — СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

Всех православных христиан поздравляем с Праздником, а именинников, носящих имя святителя Алексия, — поздравляем с Днем Именин!
Свя­ти­тель Алек­сий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Рос­сии чу­до­тво­рец(в ми­ру Елев­фе­рий) ро­дил­ся в 1292 го­ду (по дру­гим дан­ным, 1304) в Москве в се­мье бо­яри­на Фе­о­до­ра Бя­кон­та, вы­ход­ца из Чер­ни­гов­ско­го кня­же­ства.
Гос­подь ра­но от­крыл бу­ду­ще­му свя­ти­те­лю его вы­со­кое пред­на­зна­че­ние. На две­на­дца­том го­ду жиз­ни Елев­фе­рий рас­ки­нул се­ти для лов­ли птиц, неза­мет­но для са­мо­го се­бя за­дре­мал и вдруг яв­ствен­но услы­шал го­лос: «Алек­сий! Что на­прас­но тру­дишь­ся? Ты бу­дешь ло­вить лю­дей». С это­го дня от­рок стал уеди­нять­ся, ча­сто по­се­щать цер­ковь и в пят­на­дцать лет ре­шил­ся стать ино­ком. В 1320 го­ду он всту­пил в Мос­ков­ский Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь, где про­вел бо­лее два­дца­ти лет в стро­гих ино­че­ских по­дви­гах. Ру­ко­во­ди­те­ля­ми его и дру­зья­ми бы­ли за­ме­ча­тель­ные по­движ­ни­ки этой оби­те­ли – ста­рец Ге­рон­тий и Сте­фан, брат пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. За­тем мит­ро­по­лит Фе­о­гност по­ве­лел бу­ду­ще­му свя­ти­те­лю оста­вить мо­на­стырь и за­ве­до­вать су­деб­ны­ми де­ла­ми Церк­ви. Эту долж­ность свя­той ис­пол­нял 12 лет со зва­ни­ем мит­ро­по­ли­чье­го на­мест­ни­ка. В кон­це 1350 го­да вла­ды­ка Фе­о­гност по­свя­тил Алек­сия во епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го, а по смер­ти мит­ро­по­ли­та он стал его пре­ем­ни­ком в 1354 го­ду. В то вре­мя Рус­ская Цер­ковь раз­ди­ра­е­ма бы­ла ве­ли­ки­ми нестро­е­ни­я­ми и рас­пря­ми, в част­но­сти, из-за пре­тен­зий мит­ро­по­ли­та Лит­вы и Во­лы­ни Ро­ма­на. В 1356 го­ду, чтобы по­ло­жить ко­нец сму­там и тре­во­гам, свя­ти­тель от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль к Все­лен­ско­му пат­ри­ар­ху. Пат­ри­арх Кал­лист дал Алек­сию пра­во счи­тать­ся ар­хи­епи­ско­пом Ки­е­ва и Ве­ли­кой Рос­сии с ти­ту­лом «все­чест­на­го мит­ро­по­ли­та и эк­зар­ха». На об­рат­ном пу­ти во вре­мя бу­ри на мо­ре ко­раб­лю гро­зи­ла ги­бель. Алек­сий мо­лил­ся и дал обет по­стро­ить храм свя­то­му то­го дня, в ко­то­рый ко­рабль при­станет к бе­ре­гу. Бу­ря утих­ла, ко­рабль при­стал 16 ав­гу­ста. Вос­тор­жен­но встре­ти­ла свя­ти­те­ля Москва.
Несмот­ря на все сму­ты, свя­ти­тель Алек­сий вся­че­ски за­бо­тил­ся о сво­ей пастве – ста­вил епи­ско­пов, устра­и­вал об­ще­жи­тель­ные мо­на­сты­ри (по об­раз­цу Тро­иц­ко­го, ос­но­ван­но­го пре­по­доб­ным Сер­ги­ем), на­ла­жи­вал от­но­ше­ния с ор­дын­ски­ми ха­на­ми. Не раз свя­то­му и са­мо­му при­хо­ди­лось пу­те­ше­ство­вать в Зо­ло­тую Ор­ду. В 1357 го­ду хан по­тре­бо­вал у ве­ли­ко­го кня­зя, чтобы свя­ти­тель при­был к нему и ис­це­лил сле­пую Тай­ду­лу – его су­пру­гу. «Про­ше­ние и де­ло пре­вы­ша­ет ме­ру сил мо­их, – ска­зал свя­той Алек­сий, – но я ве­рю То­му, Ко­то­рый дал про­зреть сле­по­му, – не пре­зрит Он мо­лит­вы ве­ры». И дей­стви­тель­но, по его мо­лит­ве, окроп­лен­ная свя­той во­дой, су­пру­га ха­на ис­це­ли­лась.
Ко­гда скон­чал­ся ве­ли­кий князь Иоанн, свя­ти­тель взял под свою опе­ку ма­ло­лет­не­го его сы­на Ди­мит­рия (бу­ду­ще­го Дон­ско­го). Мно­го при­шлось свя­то­му вла­ды­ке по­тру­дить­ся, дабы при­ми­рять и сми­рять строп­ти­вых кня­зей, не же­лав­ших при­зна­вать власть Моск­вы. Вме­сте с тем не остав­лял мит­ро­по­лит и тру­дов по устрой­ству но­вых оби­те­лей. Им ос­но­ва­ны в 1361 го­ду Спа­са Неру­ко­тво­рен­но­го Об­ра­за мо­на­стырь на Яу­зе в Москве (Ан­д­ро­ни­ков, по име­ни уче­ни­ка пре­по­доб­но­го Сер­гия, пер­во­го игу­ме­на мо­на­сты­ря) по обе­ту, ко­то­рый он дал, ко­гда ко­рабль во вре­мя его по­езд­ки в Кон­стан­ти­но­поль тер­пел бед­ствие; Чу­дов – в Мос­ков­ском Крем­ле, вос­ста­нов­ле­ны и две древ­ние оби­те­ли – Бла­го­ве­щен­ская в Ниж­нем Нов­го­ро­де и Кон­стан­ти­но-Еле­нин­ская во Вла­ди­ми­ре. В 1361 го­ду так­же бы­ла по­стро­е­на жен­ская об­ще­жи­тель­ная оби­тель его име­ни (Алек­се­ев­ская).
Свя­ти­тель Алек­сий до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти – 78 лет, про­быв на мит­ро­по­ли­чьей ка­фед­ре 24 го­да. По­чил он 12 фев­ра­ля 1378 го­да и по­гре­бен по за­ве­ща­нию в Чу­до­вом мо­на­сты­ре. Мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны через 50 лет чу­дес­ным об­ра­зом, по­сле че­го ста­ли чтить па­мять ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля и мо­лит­вен­ни­ка за Рус­скую зем­лю.
ТРОПАРЬ, глас 8
Я? ко апо? столом сопресто? льна,/ и врача? предо? бра, и служи? теля благоприя? тна,/ к ра? це твое? й честне? й притека? юще, святи? телю Алекси? е Богому? дре, чудотво? рче,/ соше? дшеся, любо? вию в па? мять твою? све? тло пра? зднуем,/ в пе? снех и пе? ниих ра? дующеся и Христа? сла? вяще,/ такову? ю благода? ть тебе? дарова? вшаго исцеле? ний// и гра? ду твоему? вели? кое утвержде? ние.
КОНДАК, глас 8
Боже? ственнаго и пречестна? го святи? теля Христо? ва,/ но? ваго чудотво? рца Але? ксия,/ ве? рно вси пою? ще, лю? дие, любо? вию да ублажи? м, я? ко па? стыря вели? каго,/ служи? теля же и учи? теля прему? дра земли? Росси? йстей./ Днесь, в па? мять его прите? кше,/ ра? достно возопие? м песнь Богоно? сному:/ я? ко име? я дерзнове? ние к Бо? гу,/ многообра? зных нас изба? ви обстоя? ний, да зове? м ти:// ра? дуйся, утвержде? ние гра? ду на? шему.
МОЛИТВА первая
О, пречестна? я и свяще? нная главо? и благода? ти Свята? го Ду? ха испо? лненная, Спа? сово со Отце? м обита? лище, вели? кий архиере? е, те? плый наш засту? пниче, святи? телю Алекси? е! Предстоя? у Престо? ла всех Царя?, и наслажда? яся Све? та Единосу? щныя Тро? ицы, и херуви? мски со А? нгелы возглаша? я песнь Трисвяту? ю, ве? лие и неизсле? дованное дерзнове? ние име? я ко Всеми? лостивому Влады? це, моли? ся спасти? лю? ди па? ствы твоея?, единоро? дный ти язы? к; благостоя? ние святы? х церкве? й утверди?, архиере? и благоле? пием святи? тельства украси?; мона? шествующия к по? двигом до? браго тече? ния укрепи?; град сей (или: весь сию?; аще во обители: святу? ю оби? тель сию?) и вся гра? ды и страны? до? бре сохрани? и ве? ру святу? ю непоро? чну тем соблюсти? Го? спода умоли?; мир весь умири?, от гла? да и па? губы изба? ви ны и от нападе? ния иноплеме? нных сохрани? нас; ста? рыя уте? ши, ю? ныя накажи? (научи?), безу? мныя умудри?, вдови? цы поми? луй, си? роты заступи?, младе? нцы возрасти?, плене? нныя возврати?, немощству? ющия исцели? и ве? зде те? пле призыва? ющих тя и с ве? рою притека? ющих к ра? це честны? х и многоцеле? бных моще? й твои? х, усе? рдно припа? дающих и моля? щих ти ся от вся? ких напа? стей и бед хода? тайством твои? м свободи?, да зове? м ти: о Богоизбра? нный па? стырю, звездо? всесве? тлая мы? сленныя тве? рди, та? йнаго Сио? на необори? мый сто? лпе, миродохнове? нный цве? те ра? йский, всезлата? я уста? Сло? ва, моско? вская похвало?, всея? Росси? и украше? ние! Моли? о нас Всеще? драго и Человеколюби? ваго Христа? Бо? га на? шего, да в день стра? шнаго прише? ствия Его? шу? ияго стоя? ния изба? вит нас и ра? дости святы? х прича? стники сотвори? т со все? ми святы? ми во ве? ки. Ами? нь.
МОЛИТВА вторая
О, свяще? ннейший о? тче, святи? телю Христо? в Алекси? е, па? стырю и учи? телю наш, не отри? ни нас (имена), с ве? рою притека? ющих к твоему? заступле? нию, но ско? ро потщи? ся помоли? тися Царю? ца? рствующих и Го? споду госпо? дствующих, да изба? вит ста? до Свое? от волко? в, гу? бящих е?, и вся? ку страну? христиа? нскую огради? и сохрани? святы? ми твои? ми моли? твами от мирска? го мяте? жа и тру? са, наше? ствия иноплеме? нник и междоусо? бныя бра? ни, от гла? да же и губи? тельства, пото? па, и меча?, и огня?, и напра? сныя сме? рти, и я? коже исцеле? нием от слепоты? цари? цы ага? рянския спасл еси? оте? чество твое?, та? ко поми? луй и нас, умо? м, сло? вом и де? лом во тьме грехо? вней су? щих, и изба? ви нас гне? ва Бо? жия и ве? чныя ка? зни, я? ко да твои? м хода? тайством и по? мощию, Свои? м же милосе? рдием и благода? тию, Христо? с Бог ти? хое и безгре? шное житие? даст нам пожи? ти в ве? це сем и на Стра? шнем суди? ще Свое? м сподо? бит десна? го стоя? ния со все? ми святы? ми. Ами? нь.

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.