18 июля – день памяти великой княгини Елизаветы и инокини Варвары
Меньше чем 24 часа отделяют убийство Царской семьи в Екатеринбурге от убийства Великих князей в Алапаевске.
Второе злодейское убийство превзошло по жестокости и цинизму даже Екатеринбургскую трагедию: великокняжеских узников отвезли на заброшенный железный рудник в 18 км от Алапаевска, избивали прикладами и живыми сбрасывали в шахту.
Среди алапаевских мучеников наибольшую известность имеет Великая княгиня Елизавета Федоровна. Еще при жизни она снискала добрую славу не только среди высшего общества, но и среди простого народа. А после смерти Господь прославил ее на весь мир как великую святую.После гибели мужа великого князя Сергея Александровича Романова от рук террориста Елизавета Федоровна стала вести почти монашеский образ жизни. Ее дом стал похож на келью, она не снимала траур, не посещала светские мероприятия. Молилась в храме, соблюдала строгий пост.
Позднее часть своих драгоценностей великая княгиня раздала, а другую часть потратила, чтобы построить обитель милосердия на Большой Ордынке в Москве. Она купила участок земли с четырьмя домами и обширным садом. Великая княгиня приняла монашеский постриг. Она сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир… но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих. Я приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе». В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Недаром называли ее Всероссийской Матушкой.
Инокиня Варвара (Яковлева) — одна из самых близких к Великой княгине Елисавете крестовых сестер Марфо-Мариинской обители. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, доступна для всех. Близкие Елисаветы Феодоровны хорошо знали ее и называли Варей.
Весной 1918 года были отправлены в ссылку — сначала в Вятку, затем в Екатеринбург, а потом в Алапаевск князь Владимир Палей, три сына Великого князя Константина Константиновича — Иоанн, Константин и Игорь — и Великий князь Сергей Михайлович вместе со своим секретарем Федором Ремезом. Они содержались под арестом в напольной школе вместе с Елизаветой Федоровной и Варварой. Позднее все вместе претерпели мученическую смерть.
Воспоминания Василия Рябова, одного из участников убийства.
«Оказавшему сопротивление Великому князю прострелили руку и посадили в экипаж. Узников вывезли за город к одной из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская и после удара обухом топора по голове сбросили в 60-метровую шахту старого рудника. Чекисты с площадной бранью стали сбрасывать туда живыми свои жертвы, безжалостно избивая их прикладами. Первой столкнули Великую княгиню Елизавету Федоровну. Она громко молилась и крестилась, повторяя: «Господи, прости им, ибо не знают, что творят».
Их сбрасывали в шахту по одному- с завязанными глазами и со связанными за спиной руками, узники не могли защищаться от побоев или стараться бежать. Никто из них по-видимому не утонул и не захлебнулся в воде, и через некоторое время мы снова могли слышать почти все их голоса. Тогда я бросил туда гранату. Она взорвалась, и все было тихо… Мы решили немного подождать. Проверить, если все они погибли. Вскоре мы услышали разговор и едва слышный стон. Я бросил туда еще одну гранату. И что же вы думаете – из-под земли мы услышали пение! Я был объят ужасом. Они пели молитву «Спаси, Господи, люди Твоя!» У нас больше не было гранат, однако невозможно было оставить дело незаконченным. Мы решили завалить шахту сухим хворостом и зажечь его. Сквозь густой дым еще долгое время продолжало доноситься до нас их пение».
В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских. Их святые мощи почивают в храме Марии Магдалины в Иерусалиме.
Комментарии ()
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()