24 августа – 18 лет назад отошел ко Господу старец, митрофорный протоиерей Николай Гурьянов /24.05.1909 – 24.08.2002/.
Протоиерей Николай вёл подвижническую жизнь, прославился как духовный прозорливый старец.
Отец Николай родился в селе Чудские Заходцы Санкт-Петербургской губернии. Его отец, Алексей Иванович (†1914), служил регентом церковного хора. Мать, Екатерина Стефановна (†1969), благочестивая женщина, исполняла обязанности по дому, помогала мужу в воспитании детей.
Будучи отроком, он сподобился побывать на острове Талабск, где позже подвизался. Вместе с настоятелем церкви, в которой прислуживал они посетили тамошнего прозорливца Михаила. Блаженный Михаил подал священнику маленькую просфору, а Николаю — большую и сказал: «Гостек наш приехал… ».
В 30-х годах был приговорен к выселке, а чуть позже осужден на три года лагерей. Отбывал срок в Сыктывкаре. Находился на строительстве железной дороги. Работы происходили часто в ледяной воде, отчего заключенные гибли.
Там, на строительстве железнодорожной линии к Воркуте он пережил страшные испытания и страдания. Его жизнь не раз была под угрозой: его придавило вагонеткой, а в другой раз на ноги ему упал тяжёлый рельс, отчего ноги его остались покалечены навсегда.
О тех страшных годах батюшка рассказывал: «Люди исчезали… ночью уводили по доносам… Я долго плакал о самых дорогих, потом слез не стало… Мог только внутренне кричать от боли… Страх всех опутал, как липкая паутина. Кабы не Господь, человеку невозможно вынести такое…
Сколько духовенства умучено, архиереев истинных, которые знали, что такое крест, и шли на крест… Всюду трупы заключённых лежали непогребенные до весны. Кто-то ещё жив: «Хлеба, дайте хлеба…» — тянут руки. А хлеба-то нет! Так было со Святой Русской Православной Церковью — её распинали».
Во время Великой Отечественной войны, ввиду болезни ног, не был мобилизован в армию. В период фашистской оккупации его принудительно отправили в Прибалтику.
В феврале 1942 года рукоположен в сан священника. Этот сан он принял целибатом, то есть дал обет безбрачия до конца своих дней.
Служил в Рижской женской Троице-Сергиевой обители, где позже подвизались и просияли в духовной высоте христианской жизни схиархимандрит Косма (Смирнов) /†15.05.1968/, архимандрит Таврион (Батозский) /†13.08.1978/, юродивая Евгения ( впоследствии умершая где-то около г.Каунаса в Литве. Возле православного храма, она легла на скамейку, сказала: «Я сейчас умру», и душа ея отошла ко Господу). Кстати там же, в Рижской пустыне, до 1991 годы был духовником схиархимандрит Петр (Кучер) /†05.06.2020/, духовник знаменитого Свято-Боголюбского женского монастыря.
В 1958 году отец Николай посетил некоего старца, и тот открыл ему место, которое Господь предназначил для будущего служения — остров на Псковском озере, где когда-то блаженный Михаил вручил ему большую просфору и где прошло почти полвека его пастырского служения.
Отец Николай поселился на окраине острова в крохотном домике, вместе с матерью. Братья подвижника, Михаил, Петр и Анатолий, погибли на фронте и он, как мог, сглаживал материнское горе, а она, чем могла, помогала любимому сыну.
Тогда, в 60-е годы, во время усиления гонения на храмы, к отцу Николаю пожаловали представители местной власти, разговаривая очень грубо и пообещав на следующий день вернуться за ним и заберут его.
Батюшка собрал вещи и всю ночь простоял на молитве, а наутро на озере поднялась страшная буря, которая не утихала в течение трех дней. Талабск стал недоступен. После того, как буря стихла, об отце Николае как-то забыли и больше не трогали.
Наряду с исполнением пастырских обязанностей батюшка много времени уделял помощи всем, кому только мог её оказать, старался облагораживать остров, сажал саженцы, заботливо их поливал, таская из озера десятки ведер воды.
Со временем едва различимый на географической карте остров Талабск (более известный под названием рыболовецкого колхоза им. Залита) стали негласно именовать островом Православия. Слава об отце Николае и его деятельности распространилась далеко за окрестности Псковской земли.
К батюшке стали стекаться десятки верующих из разных уголков необъятной страны. Бывало, что из-за большого наплыва посетителей он не мог найти себе и минутки на отдых. Правда, принимал он не всех.
Обращаясь к совершенно незнакомым людям, он безошибочно называл их имена, указывал на давно забытые ими грехи, о которых никак не мог знать, предупреждал об опасностях, которые им угрожали, давал наставления, как их избежать, и совершал ещё много того, что не поддаётся рациональному объяснению.
Невозможно также сосчитать людей, которым он вернул здоровье, вымаливая у Бога исцеление, порой даже в тех случаях, когда медицина оказывалась бессильной.
Многим, подходившим под благословение, батюшка не отвечал на вопросы, а только молча крестообразно елеем помазывал лоб. При этом люди чувствовали, как необходимость в расспросах исчезала.
Однако с теми, у кого действительно была нужда, отец Николай беседовал, отвечал им на вопросы и даже приглашал людей к себе в домик. Он отвечал не на все вопросы, а выборочно… Несомненно, старец знал волю Божию и открывал ее в той мере, в какой считал необходимым
24 августа 2002 года отец Николай Гурьянов почил о Господе. Смерть застала его на месте его подвигов, острове Талабск.
Комментарии ()
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()