29 августа - Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убру́са) Господа Иисуса Христа (944)
29 августа, в 1-й день попразднества Успения Божией Матери, Православная Церковь чествует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворённого Образа (Убру́са) Господня – значимое событие в Её истории, произошедшее в 944г. от Р.Х.
Согласно церковному преданию, когда Господь Иисус Христос уже совершал проповедь Св. Евангелия, правителем г. Едессы (в Сирии) был Авгарь, сильно страдавший от проказы, поразившей всё его тело. Вести о чудесах, которые творил Спаситель, к тому времени широко распространившиеся по всей Сирии (Мф. 4:24), дошли и до едесского правителя. Ни разу не видевший Христа воочию, и, тем не менее, уверовавший в Его Божественную силу, тот отправил Спасителю послание, в котором просил Его посетить Едессу и излечить его от тяжкого недуга. С этим посланием в Палестину был отправлен его живописец, именем Анания, которому он также поручил написание для себя изображения Сына Божия. Художник прибыл в Иерусалим, где застал Христа в окружении множества людей, и по этой причине не имел никакой возможности приблизиться к Нему. В итоге он принял решение забраться на высокий камень и попробовать издалека написать образ Спасителя, однако это у него никак не получалось. Тогда Сам Христос, обратившись к нему по имени, передал ему краткое послание для его господина, похвалив того за веру и пообещав отправить к нему одного из Своих учеников, который исцелит его от болезни и наставит на путь спасения, затем омыл Своё лицо водой и отёр его холстом (убрусом), на поверхности которого чудесным образом запечатлелся Нерукотворный Лик Спасителя. Когда Убрус и послание Спасителя были переданы Авгарю, тот благоговейно прикоснулся к святыне и почти исцелился от проказы. Прибывший в Едессу ученик Спасителя, св. апостол от 70-ти Фаддей, исцелил его окончательно и объяснил Авгарю основы Евангельского учения, после чего Св. Крещение принял не только сам правитель Едессы, но и все жители города. Авгарь украсил св. Убрус, сделал на нём начертание «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится» и поместил его в надвратную нишу при входе в город. Благочестивая традиция поклонения св. Образу жителей города, проходивших сквозь эти врата, сохранялся многие десятилетия. Но некто из потомков и преемников правителя Авгаря, став идолопоклонником, приказал убрать св. Образ с городских ворот, и тогда Христос, явившийся в видении едесскому епископу, повелел сокрыть св. Убрус, что и было сделано: перед ним была зажжена лампада, а ниша, где он находился, была заложена глиняной доской с надписью и кирпичом. Спустя годы память о святыне стёрлась, и св. Образ долгое время находился под спудом.
В 545г. Едесса была осаждена персидским правителем Хозроем I. По усердным молитвам горожан об избавлении от напасти еп. Евлавию было явление Богоматери с повелением открыть замурованную надвратную нишу и извлечь оттуда св. Убрус, могущий спасти осаждённый город. Когда кладку разобрали, все увидели святыню и горящую пред нею лампаду, причём, Нерукотворный Лик Христа отобразился и на доске из глины, закрывавшей нишу. Когда был совершён Крестный ход с Убрусом вдоль городской стены, войска персов прекратили осаду и отошли от Едессы.
В 944г. византийским имп. Константином VII (Багрянородным) было повелено перенести св. Образ в Константинополь, и Св. Убрус был выкуплен у тогдашних властей Едессы. Св. Убрус был торжественно перенесён в столицу Православия представителями константинопольского духовенства и помещён в Фаросском храме во имя Божией Матери 16 августа того же года.
О дальнейших судьбах Св. Образа имеется не одно предание. Согласно одному из них, Образ был похищен крестоносцами в XIII столетии, в период их власти в столице Византии, однако судно, которое перевозило святыню, затонуло. Согласно иному преданию, Св. Образ ок. 1362г. перевезли в Геную, где он пребывает в иноческой обители во имя св. апостола Варфоломея. Имеются также сведения о точных изображениях, не единожды отпечатлевавшихся от Нерукотворного Образа с Убруса Спасителя (на глиняной доске – «на керамии», на ткани плаща и т.п.), и на этих сведениях о различных отпечатках, вероятно, строятся и различные версии о судьбах подлинника Св. Образа.
В период торжества иконоборческой ереси поборники истинности иконопочитания, шедшие на смерть за свв. иконы, имели обычай петь тропарь Нерукотворному Образу Христа, а для доказательства того, что почитание свв. икон угодно Богу, папой Григорием II было отправлено послание правителю Востока империи, где приводились сведения об исцелении едесского правителя Авгаря и последующем пребывании св. Убруса в Едессе.
Убрус с Нерукотворным Образом Спасителя принято было изображать также на стягах русских войск, и он всегда ограждал наших воинов от врага.
В России у православных верующих существует благочестивая традиция при входе в стены храма наряду с иными молитвами прочитывать и тропарь Нерукотворному Образу Господню.
Тропарь
Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й, прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же: во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест, да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия. Тем благода́рственно вопие́м Ти: ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир.
Комментарии ()
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()