5 сентября – отдание празднества Успения Пресвятой Богородицы
Отдание празднества означает последний день празднования почитаемого праздника. В этот день особо торжественно совершаются песнопения и моления, которые присутствуют на Литургии в сам праздник.
В церковном богослужении отдание праздников распространилось приблизительно в IV веке, вначале отдание имело отношение к большим праздникам, а затем и к двунадесятым.
Успение Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам и считает непреходящим. Всего же в церковном годе 12 двунадесятых праздников, 3 из них подвижные и их дата зависит от Дня Пасхи – это Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и День Святой Троицы.
Праздники отражены в церковном иконостасе, в нем есть специальный ряд или чин, который посвящен двунадесятым праздникам. Храмовые иконы этого чина обычно идут по порядку празднования. Этот ярус иконостаса называется праздничным и самый последний образ, который замыкает годовой цикл, – это Успение Пресвятой Богородицы.
В истории церкви Успение – это важное событие, которое связано с надеждой на воскресение из мертвых верующих в жизнь вечную. Богородица стала первым человеком, взошедшим во плоти на небо.
Когда молящийся смотрит на большую храмовую икону Успения, он разделяет ее на две части. Образ говорит нам о земной жизни Богородицы, Которая носила в Своем чреве Того, Кого не может вместить вся вселенная, и носила на руках Того, Кто на Своей ладони удерживает весь мир, а теперь Ее душу принимает Сам Сын Божий.
Для православного христианина образ Успения говорит о продолжении жизни после смерти. О новой жизни, где нет боли, страдания, болезни, где вечный покой.
Праздник Успение — последний в церковном году из двунадесятых. Но с началом новолетия 14 сентября цикл двунадесятых праздников открывается Рождеством Пресвятой Богородицы.
Для христианина роль Богородицы в его спасении является не просто в образах, которым можно подражать, смирению, покорности воли Божьей, следованию за Сыном Божьим до конца, верою и т. д.
Ее роль в спасении человечества самая высокая и буквальная: если нет Богородицы, то нет Боговоплощения, если нет Девы, то нет исполнения пророчества, сказанного через пророка Исайю, если отвергнуть Ее добрую волю в день Благовещенья, то нет смысла в смирении, из-за которого Бог Ее прославил и возвеличил.
Тропарь Успению Пресвятой Богородицы, глас 1В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице, / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, \ и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Кондак Успению Пресвятой Богородицы, глас 2В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу / и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние / гроб и умерщвле́ние не удержа́ста: / я́коже бо Живота́ Ма́терь / к животу́ преста́ви \ во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.
Комментарии ()