Логотип храма Дмитрия Донского

Приход храма в честь Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского г. Тула.

Официальный сайт прихода. Русская Православная Церковь, Московский Патриархат. Тульская и Ефремовская Епархия. Северное благочиние
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 17.00, тел. +7 (905) 118 1913
Логотип Флага ВДВ
(anonymous)

12.09.2020

О МОЩАХ ПРЕПОДОБНОГО АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО

12 сентября в день памяти Св.прп. Александра Свирского.

28 июля 1998 года в Санкт-Петербурге произошло знаменательное в истории Русской Православной Церкви событие. Здесь были обретены мощи великого русского святого — преподобного Александра Свирского.

Впервые нетленные мощи святого были обретеныв апреле 1641 года, когда, согласно повелению царя Михаила Феодоровича, иноки Александро-Свирского монастыря разбирали ветхую церковь над гробницей преподобного, чтобы поставить новую, каменную. И это обретение было подлинным торжеством Православия, так как в совершенно целом гробе лежало нисколько не поврежденное тлением тело в целых и нетленных одеждах. Житие свидетельствует, что когда сняли верхнюю доску с гроба, «повсюду разлилось сильное благоухание от мощей преподобного, так что все место то исполнилось благовония, каждения же в то время не было, и увидели все лежащее тело преподобного отца нашего Александра, цело и ничем невредимо, в мантии и схиме по чину повитое, и аналав на нем весь цел, из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону, по чину обе обуты в сандалии. По телу его, подобно некоторым растущим цветам, разошлось благовонное миро, и излилось, как вода. Видя это, все бывшие там исполнились ужаса и радости и прославили Всемогущего Бога, прославляющего святых Своих.»

В 1918 году отряд чекистов, отправленный в Александро-Свирский монастырь для выполнения приказа о ликвидации мощей, расстрелял пытавшихся противодействовать надругательству над святыней монахов, монастырь был ограблен, а рака с мощами преподобного вскрыта. Это было первое вскрытие большевиками святых мощей…

Сохранность тела преподобного, завершившего свой путь четыре столетия назад, в 1533 году, настолько изумила командира отряда Августа Вагнера, что он не придумал ничего лучше, как назвать святые мощи «восковой куклой». И хотя это противоречило очевидности, именно так именовал мощи Вагнер в своем отчете.

Святые мощи в строжайшей тайне были перевезены в Лодейное Поле и спрятаны в больничной часовне, а в январе 1919 года увезены в Петроград и помещены в закрытый анатомический музей Военно-Медицинской академии, где и находились в качестве незафиксированного «экспоната» до тех пор, пока игумен возрожденного в 1997 году Александро-Свирского монастыря Лукиан не благословил инокиню Леониду начать поиск мощей великого старца-инока. История предпринятого поиска заслуживает отдельного повествования, но мы скажем только о том, что основная часть документов была уничтожена и поиск мощей святого, по словам матушки Леониды, «мог быть основан только на вере в то, что мощи святого, лицезревшего Святую Троицу, не могли быть уничтожены никакими адскими силами… на вере в то, что эти мощи находятся под особым покровительством Господа...».

На основе архивных изысканий, антропологических, иконографических и рентгенологических исследований было сделано заключение, что таинственный «экспонат» музея представляет собой полностью сохранившуюся мумию мужчины, которая по возрасту, этнической принадлежности, внешним особенностям полностью соответствует описанию, сделанному при первом обретении мощей преподобного Александра Свирского в 1641 году. Подтверждали принадлежность «экспоната» к канонизированным святым и повреждения на правой, благословляющей руке: характер их не оставлял сомнений, что нанесены эти повреждения от изъятия частичек плоти для мощевиков.

По сообщению ИТАР-ТАСС (10 августа 1998 года) об обретении величайшей святыни, останки были «идентифицированы специалистами Судебно-медицинской экспертной службы (СМЭС) Санкт-Петербурга.… При этом отмечено, что „естественная мумификация такой высокой сохранности современной науке необъяснима“.… Сразу после получения заключения в рентгенологическом кабинете СМЭС был отслужен молебен святому. Присутствовавшие „стали свидетелями начавшегося мироточения мощей, сопровождавшегося сильным благоуханием“. В связи с этим начальник академии генерал-полковник медицинской службы Юрий Шевченко принял решение о немедленной передаче святыни Русской Православной Церкви ».

Вот отрывки из описи «анатомического тела» — мумифицированного трупа мужчины, находившегося до минувшего лета в запасниках музея кафедры нормальной анатомии ВМА:
«Хорошо сохранившееся тело мужчины, аскетического сложения. Цвет кожных покровов желтый, местами янтарно-желтый. Голова без волосяного покрова и бороды, несколько развернута левому плечу. Черты лица хорошо сохранились. Рот приоткрыт. Ступня правой ноги опирается на свод левой. Руки: правая вдоль туловища, левая рука на животе».
Современные эксперты были поражены особенностями состояния лица: «толщина мышечной ткани в области нижней и верхней губ осталась неизменной. Крылья носа, его кончик сохранили практически прижизненную конфигурацию, толщину, моделировку. А кожа не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная» (из доклада ст. научного сотрудника Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, эксперта-антрополога Ю.Д. Беневольской)."

Меня же [автора статьи, прим. адм.] больше всего поразила открытая для прикладывания рука преподобного Александра. Кожа на руке сдвинута вверх к пальцам, как бывает у человека после долгого сна. Потом я узнал, что преподобный умер во сне, лежа ничком. Когда иноки обители его нашли, прошло уже много часов и он уже окостенел, поэтому руки и ноги уже невозможно было расправить и сложить, как полагается при погребении.

Для верующих процесс идентификации мощей был завершен, когда на глазах в рентгеновском кабинете СМЭС, во время молебна, мощи вдруг покрылись светло-янтарными каплями мира, выступившего как бы изнутри, из трещинок кожи. Мощи мироточили три месяца в храме Веры, Надежды, Любови и продолжают источать миро сейчас, радуя и паломников.

В общей сложности шесть месяцев шла экспертиза, подтвердившая подлинность мощей.

Работали антропологи, анатомы, рентгенологи, судмедэксперты, стоматологи. Все они — специалисты высокой квалификации, признанные не только в нашем городе, но во всей стране, — нашли 12 признаков сходства найденной в ВМА «мумии» и описания мощей преподобного, сделанного при первом обретении — в 1641 году.

Из заключения главного стоматолога Министерства Обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В.Н.Балина, на кафедре которого мощи святого Александра Свирского тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей».

Старейший сотрудник ВМА, анатом, кандидат медицинских наук, М.В. Твардовская высказалась следующим образом по поводу необычайно хорошей сохранности тела: «Я ничего подобного за все годы своей работы не видела». Рентгенолог Е. Р. Борисов (сотрудник СМЭС, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа (Белгородского)) также оценивает сохранность тела, как совсем особенную, полагая, что этот случай «представляет интерес для науки». Необходимо признать, что подобная степень сохранности просто уникальна даже по отношению к другим нетленным мощам, например, святого Иоасафа Белгородского. По свидетельству Е. Р. Борисова, у святого Иоасафа, по сравнению со святым Александром, мягкие ткани лица более хрупкие, не эластичные, значительно высохшие, с шероховато — блеклой поверхностью и бурого цвета. У святого Александра, напротив, лицо сохранилось почти как живое. Сохранилась не только пожизненная внешность, но и кожа лица — не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком, не удивительно в этой связи, что мощи святого Александра (и только они) в ходе «Кампании по изъятию мощей» в 1919 г. были названы — «восковой куклой». Эта негативная, ложная, по сути своей, аттестация, является вместе с тем невольной характеристикой очень хорошей сохранности мягких тканей лица (и, кстати, одним из косвенных подтверждений идентичности мощей святого с исследуемым ныне телом).

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.