Логотип храма Дмитрия Донского

Приход храма в честь Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского г. Тула.

Официальный сайт прихода. Русская Православная Церковь, Московский Патриархат. Тульская и Ефремовская Епархия. Северное благочиние
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 17.00, тел. +7 (905) 118 1913
Логотип Флага ВДВ
(anonymous)

20.09.2020

20 СЕНТЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ОПТИНСКОГО (1788-1860)

20 сентября, Русская Православная Церковь воспоминает преп. Макария Оптинского (Иванова) – русского святого, иеромонаха, великого старца Свято-Введенской Оптиной пустыни, жившего и подвизавшегося в России в XIX столетии.

Родился в сельце Щепятине Дмитровского уезда Орловской губернии (ныне деревня в Брасовском районе Брянской области) в семье дворян. Был старшим в семье, где кроме него было три брата: Алексей, Павел, Пётр и сестра Варвара. Мать, Елизавета Алексеевна, умерла от чахотки в 1797 году; в это время они жили вблизи Лаврентьева монастыря в окрестностях Калуги. С ранней молодости Макарий отличался кротким нравом и необычными поступками.
В Карачеве, где жила сестра отца, Николая Михайловича, он получил школьное образование, но уже на четырнадцатом году был вынужден поступить на службу бухгалтером в Льговское уездное казначейство; через три года он получил должность начальника стола счётной экспедиции в Курске в Казённой палате. В 1806 году, после смерти отца, вышел в отставку и уехал в наследованное имение в Орловской губернии.

Братья и сестра предложили ему управлять имением в селе Щепятово. Михаил с радостью оставил службу, надеясь, что у него будет больше свободного времени заниматься чтением и музыкой.

К хозяйственным делам он оказался не способен, так как не умел быть строгим и взыскательным к крепостным крестьянам. Его добротой пользовались соседи-дворяне. Михаил все больше задумывался о смысле жизни, о спасении души. Он стал искать ответ в книгах духовного содержания. После неудачной попытки братьев подыскать ему невесту, он, обрадовавшись этому в душе, принял решение посвятить себя Богу, как его прадед.

В 1810 году Михаил ушел в монастырь, что находится рядом со Щепятино, и домой не вернулся, сообщив родным, что станет иноком. Монашеское служение казалось молодому человеку благодатным даром. Он с большим желанием и трудолюбием выполнял возложенные на него обязанности. Через несколько месяцев он принял постриг первой ступени и был наречен именем Мельхиседек.
Первым наставником Мельхиседека был настоятель Площанской обители.Наставником послушника стал старец Афанасий, ученик великого Паисия Величковского, У Афанасия было собрание творений древних отцов монашества, собранных Паисием.Духовное становление молодого послушника проходило на основе этих трудов, под руководством опытного наставника.

По истечении 5 лет послушник принимает монашеский постриг в честь Макария Великого. На протяжении нескольких лет, кроме послушаний, он совершает паломнические поездки. Через 5 лет его постригли на мантию и нарекли Макарием в честь святого Макария Египетского, основоположника православного монашества. Старец Афанасий стал духовным наставником Макария на целых 10 лет. Он привлек его к переписи переводов раннехристианских основателей аскетизма. Знакомство с древними трудами помогло Макарию глубоко постичь учение о спасении души.
Длительная внутренняя духовная работа преобразила Макария, что не осталось незамеченным. В 40 лет его назначают быть духовником Севского Троицкого женского монастыря. Старец Леонид (в схиме Лев) стал его руководителем и помощником в новой деятельности. Через 2 года старец Леонид перешел в Оптину пустынь. Макарий состоял с ним в переписке, желая соединиться с духовным учителем снова.

Его желание осуществилось по прошествии 5 лет: поданное им прошение о переводе из Площанской пустыни в Оптину пустынь было удовлетворено. По прибытии в Предтеченский скит Макарий стал помощником старца Леонида, вел переписку с его духовными чадами. В обители возрождалась традиция аскетического служения Богу, которая была близка Макарию по его стремлениям.

Через 2 года он стал духовником монашествующей братии, а затем скитоначальником, продолжая во всем повиноваться старцу Леониду. Старец неустанно воспитывал в нем смирение, искушая гневными и несправедливыми придирками. Но Макарий на все выпады наставника отвечал с кротким терпением. Старец Леонид все более ценил Макария, советовался с ним по всем вопросам, совместно с ним осуществлял наставничество монашеской братии и духовных детей из мирян.
Перед смертью старец Леонид благословил передачу наставничества Макарию. Исполняя обязанности скитоначальника, Макарий много сделал для обустройства скита. Благодаря его усилиям были построены новые ворота с колокольней, трапезная, библиотека, отремонтирован фасад келий. Было обновлено внутреннее убранство скитской церкви. На территории скита продолжилось обустройство цветников, разведение сада.
Насельники обеспечивали себя фруктами в течение года в свежем, сушеном, консервированном виде. Моченые яблоки, раздаваемые мирянам из близлежащих сел, пользовались большим спросом за свой вкус и полезные свойства. На всю округу славился мед, получаемый в Оптинской пустыне.

Особую заботу проявлял старец о лесах, окружавших Оптину пустынь. Буря, случившаяся в 1849 году, нанесла большой урон зеленым насаждениям. Макарий убедил монахов высадить молодые сосенки взамен погибших деревьев и заботиться о них, пока они не окрепнут. Старец был сведущ в церковном уставе и пении и уделял много внимания совершенствованию службы. Но основной его деятельностью было духовное наставничество монашеской братии и мирян, которые обращались к нему за советом письменно и лично.
Макарий никому не отказывал в общении, старался отвечать на все письма. С каждым годом поток посетителей и письменных обращений все возрастал, и старцу все труднее было выполнять обязанности пастыря. Но он смиренно нес свой крест, считая невозможным от него отказаться.

Посетителей-мужчин старец принимал в келье, к женщинам выходил за ворота скита. Письма горой лежали у него на столе. Ответы на них Макарий писал сам, уделяя этому занятию большую часть своего времени. Главным достоинством человека Макарий считал смирение, проповедуя его словом и делом.
Внешний облик старца умилял знавших его людей. Он никогда не повышал голос, был деликатен к чужим недостаткам, участлив и добр, прост и искренен в общении. Личного участия в богослужениях старец не принимал из-за врожденного дефекта речи, но присутствовал на всех службах. Исключением было пение на утрени Страстной Седмицы.

Старец Макарий прожил 72 года. За два года до смерти он принял схиму. Здоровье его слабело с каждым годом, старец сокрушался в письмах родственникам, что у него нет времени, чтобы уединиться и в тишине помолиться Господу.

В августе 1860 года Макарий не смог вставать со своего ложа в келье. Ему была известна дата кончины. Накануне вечером он причастился и простился со всеми. Утром 7 (20) сентября старец Макарий тихо и мирно отдал Богу душу.

Прп Макария поминают 24 октября в общем соборном праздновании для всех Оптинских старцев. Святые мощи обретены в июле 1998 года, находятся в Оптиной пустыне, во Владимирском храме и 20 сентября.
Старец Макарий Оптинский оставил после себя письма, в которых дает деликатные наставления духовным сыновьям и дочерям, суть которых проявлялась позже. Благодаря преподобному Макарию были изданы в переводе со старославянского на русский язык творения основоположников монашества.

Как все великие святые, Макарий Оптинский был знаменит не чудотворениями, а старческими трудами и наставничеством богоспасаемого народа.Духовные советы старца — мудрое руководство на пути спасения христиан.

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.