4 ИЮЛЯ, НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ — ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ ПРОСИЯВШИХ
Всех православных христиан сердечно поздравляем с тезоименитством! С Днем Именин!
День всех святых, в земле Российской просиявших — праздник Русской Православной церкви, совершается во 2-ю Неделю по Пятидесятнице, т.е. во второе вокресенье после Троицы. Праздник появился в средине XVI веке, при митрополите Макарии, в период неурегулированного канонического статуса Московской Церкви. Вследствие реформ Никона, был оставлен.
Восстановлен 26 августа 1918 года решением Поместного Собора Российской Церкви 1917-1918 годов:
1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских.
2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста.
Инициатором восстановления праздника был профессор Петроградского университета Борис Александрович Тураев. Он же был соавтором (вместе с иеромонахом Афанасием (Сахаровым) первой редакции Службы праздника (1918 год).
В 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земли Российской просиявшим, изданная Московской Патриархией, и отредактированная епископом Афанасием (Сахаровым), после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.
Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним. Святые Церкви — наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник». Впрочем, «в русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути» и, внимательно всматриваясь в их подвиги и «взирая на кончину их жизни», стараемся, с помощью Божией, «подражать вере их» ( Евр. 13:7), дабы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века.
ТРОПАРЬ, глас 1
Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, / земля Российская приносит Ти, Господи, / и вся святыя в той просиявшия. / Тех молитвами в мире глубоце / церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.
КОНДАК, глас 3
Днесь лик святых в земли нашей Богу угодивших предстоит в церкви и невидимо за ны молится Богу; Ангели с ним славословят и вси святии Церкве Христовы ему спразднуют: о нас бо молят вси купно Превечнаго Бога.
ВЕЛИЧАНИЕ
Ублажаем вас, / чудотворцы наши славнии,/ землю Русскую добродетельми вашими озарившии / и образ спасения нам / светоявленно показавшии.
МОЛИТВА
О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставлъшии, душами же своими Престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне, в день общаго вашего торжества, мы, грешнии, меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам сие хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воини Христови, терпением и мужеством до конца врага низложившии и нас от прелести и козней его избавляющии. Ублажаем ваше святое житие, светильницы Божественнии, светом веры и добродетелей светящиися и наша умы и сердца богомудренно озаряющии. Прославляем ваша великая чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасне процветшии и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающии. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопием: вси святии сродницы наши, от лет древних просиявшии и в последния дни подвизавшиися, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижение и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывше житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителех Горняго отечества вкупе с вами и со всеми угодившими Ему от века святыми водворимся благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и со Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.
Неделя Всех Святых, или День Всех Святых, переходящий церковный праздник, празднуется среди православных христиан в первое воскресенье после Троицы – Пятидесятницы, завершая таким образом череду праздников, связанных с праздником Воскресения Христова: Вознесения, Троицы, Сошествия Святого Духа на апостолов. Неделя в нашем обычном восприятии – семь дней от воскресенья до воскресенья, но в церковнославянском понимании неделей называют воскресенье, а эти семь дней – седмицей. Так что, чтобы не возникло путаницы, сразу оговоримся: праздник этот длится один воскресный день.
Сразу после праздника Недели Всех Святых в воскресный день с понедельника начинается Петров пост. Длительность его зависит от дня празднования Пасхи и соответственно Троицы. Идет Петров пост до 11 июля включительно, поскольку завершается 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла.
В этот день мы прославляем и благодарим, и ублажаем в песнопениях праздничных богослужений всех святых во всех чинах их: патриархов, праотцев, пророков, апостолов, мучеников, священномучеников, исповедников, святителей, преподобных и праведных отцов и матерей и всех святых, но более всех и передо всеми – Невесту Неневестную, Богоматерь, Царицу Небесную Приснодеву Марию.
Известно, что у Бога нет времени, как его представляем мы, разделяя земную жизнь на Прошлое, Настоящее и Будущее. У Бога есть лишь Вечность. Прославляя всех святых, мы прославляем и тех, о ком пока есть только замысел Божий. Он уже существует в Вечности мира горнего, ожидая часа, когда ему надлежит воплотиться в земном бытии, в той человеческой личности, которой еще только предстоит прожить земную жизнь и совершить свой подвижнический труд во славу Божию до второго пришествия, которого ожидают все души, как сказано в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».
ТРОПАРЬ, глас 4
Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и виссом, / кровьми церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: / людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему даруй / и душам нашим велию милость.
КОНДАК, глас 8
Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики, тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве.
МОЛИТВА
К вам, о святии вси, яко путеводным светильником, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз, многогрешный, смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благости Своея, яко да тою озаряемь и подкрепляемь, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею непреткновенно прейти и ходатайством вашим ко Всеблагому Господу сподоблюся поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небеснем чертозе Царя славы, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Комментарии ()
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()