9 декабря – 25 лет назад отошел ко Господу схиархимандрит Христофор (Никольский) /03.02.1905 – 09.12.1996/
Служитель Бога и дивный носитель благодати Божией, к нему приходили за советом и благословением, и слава о нем шла по многим местам.
Он умел понимать человека во всех его слабостях и проявлениях. Знал, что обновление человека, реальные плоды обновления и просветления Христом не приходят быстро. На действие закваски Божией внас нужно время. Он умел терпеть и потому принимал всех – в надежде на Бога.
Отец схиархимандрита Христофора — протоиерей Леонид Васильевич Никольский, расстрелянный в 1937 году, канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Мать — Клавдия Симеоновна (в монашестве — Мария). Дед его по матери тоже был священником.
Рукоположен в 1947 году. Первым местом его службы стала церковь Успения Божией Матери в с.Себино Епифанского района, на родине блаженной Матроны Московской.
Вся его приходская служба это были не только молитвы в храме, но и строительство, ремонты церквей. Только кончу ремонт в одном храме, говорил отец Христофор, Владыка переводит меня в другой. Так всю Тульскую епархию прошел.
В 1958 году был пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и началось его служение в храмах Тулы.
В рапорте Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I правящий архиерей пишет: «Протоиерей Евгений Никольский – человек редких добрых качеств. Я впервые встречаю такого ревностного и глубоко верующего пастыря. В течение четырех с половиной лет своего пребывания в Туле я поручал ему самые разнообразные и ответственные послушания в связи с ремонтами церквей и неурядицами в приходах, и он разумно, честно и добросовестно выполнял их. Среди верующих он пользуется большой любовью и уважением. Протоиерей Евгений Никольский – идеал пастыря».
С 1969 года нес послушание духовника епархии. В 1992 году пострижен в великую схиму с именем Христофор.
В восьмидесятые – девяностые годы прошлого века в Туле известны были два духовных лица – протоиерей Ростислав Лозинский и схиархимандрит Христофор. Но если к отцу Ростиславу стремилась ищущая дорогу к храму интеллигенция, то в скромный домик отца Христофора шли в основном люди уже церковные.
Отец Христофор учил: «Когда тебя хвалят, то тебя крадят, а когда тебя корят – тебя дарят». Как это понимать? – Когда тебя хвалят, у тебя честолюбие появляется, тщеславие – тонкая гордость. А когда тебя корят, тебе показывают твои слабые места. Ты должен обратить на них внимание и укрепить.
Отца Христофора очень интересовала история Венева-монастыря. Ему хотелось доказать исключительную древность этого святого места и добиться восстановления обители. Так и случилось впоследствии.
Батюшка говорил, показывая рукою на кладбище при обители: «А сколько здесь лежит миру неведомых подвижников». Знал поименно каждую могилку и на всех служил панихиды.
Сегодня Венев-монастырь – особое место паломничества верующих. Трудами отца Христофора был прославлен, причислен к лику святых блаженный Иоанн Тульский (Иоанн Котельников); отец Христофор принимал непосредственное участие в обретении его мощей.
По благословению отца Христофора восстановлен храм в селе Колюпаново Алексинского района, в месте подвигов блаженной старицы Евфросинии воздвигнут Свято-Казанский женский монастырь.
Обитель блаженной Евфросинии Колюпановской — это великая обитель. По откровению, явленному батюшке, благодать, данная этому месту, такая же, как и в Дивеево, у преподобного отца нашего Серафима Саровского.
Так Богу угодно прославить блж. Евфросинию, княжну вяземскую. Похоронена она была в храме Казанской иконы Божией Матери. После революции этот храм осквернили, на месте алтаря устроили сапожную мастерскую. Потом храм разрушили до основания, могилу блаженной сравняли с землей, и все заросло сплошным бурьяном.
Источник, выкопанный ее руками, имеет великую чудотворную силу. Известны случаи исцеления раковых больных, слепорожденных, многих одержимых, наркоманов и алкоголиков.
Батюшка всем говорил, чтобы приезжали к блаженной Евфросинии: «Водичка там будет до последнего дня. Даже когда будет антихрист и вода иссохнет везде, а в Колюпаново воде не пропадет»…
По молитвам отца Христофора Господь совершал чудесные исцеления, разрешались неразрешимые житейские ситуации, жаждущие получали духовные советы и утешения – тому есть множество свидетельств.
Молитвою своею батюшка неоднократно вызывал дождь, остановил смерч, шедший на Тулу, — это было в 60-х годах ХХ века. Усмирил однажды бандитский мир, затеявший свои «разборки» и много-много раз разрушал бесовские козни экстрасенсов и колдунов типа Кашпировского, которые под конец жизни великого старца буквально наводнили Россию.
«Отец Христофор был носителем живых православных традиций, и в этом он был для нас связующим звеном в истории поколений. К нему, как ни к кому другому, относилось присловье: «Где монах, там и монастырь».
Вокруг него всегда собирались монахини. Монахов было мало, а монахини собирались; он их, этих старушек, и постригал.
Традициями он жил; как полагалось старинному человеку – не спеша, спокойно, размеренно. Духовная традиционность у него была приблизительно оптинская, монастырская. Кому мог, он это передавал, никому не навязывая, но те, кто к нему прислушивались, получали духовную пользу».
Очень любил батюшка Псково-Печерский монастырь, часто ездил туда в отпуск. Ездил в Глинскую пустынь до самого ее закрытия. А когда в конце 80-х открыли Оптину, батюшка несмотря на свои преклонные годы, туда прямо летел.
Очень почитал преподобного Амвросия Оптинского, ездил на обретение его мощей. У него даже была зимняя скуфья этого оптинского старца…
В храме на службе он преображался, несмотря на свои 90 лет. Он с такой силой давал возгласы, так выразительно и проникновенно читал Евангелие, что это никак невозможно было совместить с его возрастом и болезнями.
«Благословенно Царство» из его уст слышалось как голос с небес, и все его предстояние перед престолом воспринималось как служение горнего мира. С ним и все молящиеся чувствовали, что время исчезает, нет ни прошлого, ни настоящего, а наступает иная реальность нескончаемого будущего восьмого дня.
Похоронили отца Христофора на кладбище Венева-монастыря, около алтаря храма, рядом с иереем Афанасием Реутовым, которого он очень любил.
Батюшка задолго готовил своих чад к своей смерти. Он говорил, что и по смерти их не оставит: «Приезжайте на могилку ко мне и поговорите со мною, и я с вами побеседую...».
Комментарии ()
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()