Логотип храма Дмитрия Донского

Приход храма в честь Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского г. Тула.

Официальный сайт прихода. Русская Православная Церковь, Московский Патриархат. Тульская и Ефремовская Епархия. Северное благочиние
Храм открыт ежедневно с 8.00 до 17.00, тел. +7 (905) 118 1913
Логотип Флага ВДВ
(anonymous)

10.03.2022

Подвижники Благочестия. Протоиерей Василий Швец

11 лет назад — 10 марта отошел ко Господу протоиерей Василий Швец /09.03.1913 – 10.03.2011/.

Господь наделил его даром апостольской проповеди, поэтому великое множество людей он направил на путь духовной жизни, помог обрести веру, надежду, любовь. Многие из духовных чад относились к нему как к благодатному старцу.

Родился в Хмельницкой области в семье благочестивых крестьян Феодосия и Агафии.

Первые три ребенка умерли в младенчестве. Агафия много плакала, молилась. Каждый год ходила пешком в Киев и дважды – в Почаев. Дома постоянно читала жития святых и другую духовную литературу. С будущим отцом Василием во чреве сходила в Почаев, а на обратном пути несла в руках икону святителя Николая. И родился Василий богатырем, более шести килограммов весом.

С детства был очень молчаливым и воздержанным. Когда его посылали на дерево рвать вишню, он не съедал ни одной, пока не нарвет норму (1 или 3 ведра), а потом залезал на дерево и наедался сам вволю.

Прошел войну. Не имел ни одного ранения, хотя всю войну находился на передовой, в минометном дивизионе.

Рубежом в его жизни стали два события.

Первое – рассказ митрополита Гор Ливанских Илии (Карама) во время его пребывания в Ленинграде (в 1947 г.). Он поведал о том, как предстательством Пресвятой Богородицы была спасена Россия во время Великой Отечественной войны.

Второе – посещение старца Серафима Вырицкого,– они беседовали всю ночь. Старец пророчествовал о судьбе России и Православной Церкви.

Отец Серафим советовал Василию Федосеевичу стать священником. Говорил о будущем России, что Советский Союз развалится, Союзные республики отделятся, храмы будут открывать, купола золотить, развращенная молодежь пойдет в монастыри, будет 15 лет духовного подъема на Руси.

Потом китайцы обманом, без войны отберут Сибирь (будут жениться на
русских женщинах, принимать гражданство). Россия будет маленькая,
бедная, но богатая духом. Василий Федосеевич вдруг увидел через стенку Финский залив, а на нем множество кораблей (а от Вырицы до Финского залива – 120 км. ). Отец Серафим сказал, что это китайцы и японцы приедут в Петербург креститься на 1000 кораблях.

Отец Серафим благословил ему поселиться в Вырице, после чего он купил там полдома.

После беседы с преподобным Серафимом Вырицким Василий Федосеевич перестал есть мясо, а яйца ел. Однажды блаженная Екатерина Пюхтицкая сказала: «А ведь из яйца курочка получается!» – тогда перестал есть и яйца.

Отец Василий говорил, что «если бы Христос рыбы не ел, то я бы и
рыбы не ел».

С этого времени главным содержанием его жизни стали вера и Церковь, Василий Федосеевич близко общался со многими подвижниками XX века: преподобными Серафимом Вырицким /+1949/, Кукшой Одесским /+1964/, Симеоном Псково-Печерским /+1960/, схиигуменом Саввой /+1980/, преподобным Амфилохием Почаевским /+1971/. Близко знал Валаамских старцев, которые жили в Псково-Печерском монастыре.

В 1954 году Василий Федосеевич впервые приехал в Печоры, поисповедался у старца Симеона и он принял его в число своих духовных чад.

Однажды о. Симеон выругал его за короткие рукава рубашки: «Ты
женщин соблазняешь!» и надел на него белый подрясник. Заставил читать псалтирь по-славянски, а Василий Федосеевич тогда еще не знал
славянского языка. Старец хлопнул книгой по голове и сказал: «Читай!» —
пришлось как-то читать. Это было пророчество о священстве.

Преподобный Симеон Псково-Печерский благословил его на священство, предсказав долгую жизнь. Действительно, отец Василий прослужил в священном сане 48 лет, хотя рукоположился в 50 лет.

После рукоположения отца Василия отправили крестить, а духовенство
ждало его на обед. Крестил по полному чину. Когда отец Василий пришел на обед, его спросил: «почему так долго?»

Кто-то сказал, что о.Василий крестил по полному чину, даже символ веры 3 раза читал. Ему сказали: «Так нельзя». Тогда отец Василий дал требник и сказал: «Вы своей рукой отметьте, что сокращать, и распишитесь». Конечно, никто этого не сделал. Это характерная черта отца Василия, что он никогда не сокращал ни служб, ни треб.

С 1963 года отец Василий стал настоятелем Свято-Никольского храма села Каменный Конец Гдовского района Псковской области. Он сознательно выбрал самый бедный и удаленный приход, чтобы потрудиться и восстановить разрушенный храм.

В 1970-е годы окрестные деревни опустели, но храм наполнился приезжими паломниками. С самого начала служения в священном сане отец Василий начал ездить по всей стране (Ленинград, Москва, Украина, Казахстан, Молдавия, Эстония и др.).

Вокруг него собирались люди, он проводил беседы, соборовал, служил молебны,– многие исцелялись при этом от тяжелых душевных и телесных недугов. В Каменный Конец начались паломничества.

Отец Василий лечил страждущих простыми народными средствами, соединенными с постом, молитвой и участием в церковных таинствах.

Батюшка часто крестил приезжавших прямо в Чудском озере. Не раз бывало, что прибывшие в Каменный Конец супруги принимали в один день пять таинств: крещение, миропомазание, исповедь, причастие и венчание.

С 1980-х годов отец Василий устраивает при храме скит со строгим уставом, здесь постоянно живут несколько человек. Литургия служится часто, приезжает множество паломников – до 50-ти человек каждый день. В 1980-е годы батюшка регулярно ездил на исповедь к отцу Кириллу (Павлову) в Троице-Сергиеву Лавру.

Жизнь отца Василия на приходе была безпокойной: постоянные конфликты с уполномоченным, вызовы к начальству, угрозы, штрафы за то, что крестил и служил молебны в деревнях, на дому, за постройку сторожки при храме, за крестные ходы…

Власти заставили правящего архиерея отправить отца Василия на покой по возрасту, о чем пришел указ. Батюшка спрятал этот указ в бумажник и продолжал служить. Владыка был доволен таким исходом дела.

Много раз, практически каждый год, были попытки ограбить храм. Грабители стреляли из ружья, а сторожа бросали в них камни с колокольни. После первых попыток ограбления отец Василий решил ночевать в храме, между алтарями сделал лежанку, но обычно не спал, а всю ночь молился.

Когда он уезжал, в храме всю ночь молились помощники. В окрестных храмах были похищены все ценные иконы, одного сторожа сожгли вместе с храмом, другого привязали к столу и засунули в чулан, его только через три дня нашли. А в Каменном Конце воры ни разу не смогли забраться внутрь храма.

Он служил Божественную литургию практически ежедневно, стараясь не пропускать ни одного дня даже во время многочисленных поездок по стране. Он отличался крайне благоговейным и истовым совершением богослужения. От всех присутствующих требовал строгого молчания, обязательных поклонов на трисвятом и на «приидите поклонимся…»

Отец Василий сам был постником и учил строгому посту всех приезжавших к нему. После войны перестал есть мясо. Став священником, перестал вкушать молочные продукты. Не вкушал пищи в первую седмицу Великого поста и Страстную, все пятницы и накануне всех праздничных служб. Спал как можно меньше.

В храме и в сторожке были часы с боем. Когда били часы, о. Василий
всегда прерывался и делал три поклона с молитвой: «Слава в вышних Богу…», и всех к этому приучал. Многим советовал: «Если хочешь спастись, продай телевизор, купи часы с боем и делай каждый час
поклоны».

Многих отец Василий исцелил от рака и других тяжелейших болезней
исповедью, соборованием, причастием, холодным купанием и мазью
собственного приготовления.

Мазь варил в алтаре после трех дней голодовки с молитвой из огарков напрестольных свечей, лампадного масла с престола, афонского ладана, добавлял святой воды. Сейчас эту мазь делают по его рецепту многие монастыри (например женский в Комаровке, Ульяновской области), и тоже происходят исцеления.

Этой мазью исцелялись любые кожные болезни, быстро заживали раны. Был и такой случай: приехал молодой человек с огромным лишаем на всю голову, и мазь ему помогла.

Отец Василий выделялся горячим молитвенным настроем, многие годы молился по ночам со слезами. Много раз ему предлагали монашеский постриг, но он отказывался и говорил: «Я и так монах по духу, а если меня постригут, вы меня больше не увидите (монашество он понимал как затвор). Останусь как есть».

Выйдя за штат в последние годы жил в Печорах Псковских. Первое время его возили в Псково-Печерский монастырь служить и причащаться. Потом его причащали каждый день на дому иеромонахи монастыря.

Погребен в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре в отдельной крипте.

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.