Начало Великого поста в этом году 27 февраля, Светлое Христово Воскресение (Пасха Господня) 16 апреля.
29 января, в воскресенье — НЕДЕЛЯ О ЗАКХЕЕ, последнее воскресенье перед подготовкой к Великому посту. Со следующего воскресенья, 5 февраля, за богослужением начинают использовать Постную Триодь.
Великий пост предваряют четыре подготовительные недели и последующие за ними седмицы:
— о мытаре и фарисее (последующая седмица сплошная, поста в среду и пятницу нет)
— о блудном сыне (пост в среду и пятницу возобновляется)
— мясопустная (последующая седмица — последняя, на которой вкушают мясо перед Великим постом)
— сыропустная (последняя седмица, когда вкушают молочные продукты, рыбу и яйца, поста в среду и пятницу нет)
Четыре подготовительные недели и последующие за ними седмицы подготавливают нас к Великому посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. Такая подготовка — древнее установление Церкви, — уже в IV веке знаменитые проповедники святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.
5 февраля, воскресенье — НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ. На воскресной утрене впервые в этом году поются стихиры «Покаяния отверзи ми двери».
Последующая седмица с 6 по 11 февраля — сплошная, поста в среду и пятницу нет
12 февраля, воскресенье — НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ. На утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.
Последующая седмица с 13 по 18 февраля — мясопустная, последняя перед Великим постом, когда на трапезе вкушают мясо. На этой седмице возобновляется пост в среду и пятницу
18 февраля, суббота — ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОМИНАЛЬНАЯ (мясопустная) СУББОТА. Поминовение усопших. В храмах накануне в пятницу, 17 февраля вечером, служится особое заупокойное богослужение — парастас, в субботу, 18 февраля, после Литургии совершается панихида.
19 февраля, воскресенье — НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ, О СТРАШНОМ СУДЕ.
ЗАГОВЕНЬЕ НА МЯСО. Это последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо. На Литургии в этот день читается отрывок из Мф 25:31—46, который напоминает о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде. На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…».
С 20 по 25 февраля — СЕДМИЦА СЫРНАЯ (МАСЛЕНИЦА) СПЛОШНАЯ. ПОСТА В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ НЕТ. Из трапезы исключается мясо, разрешается вкушение яиц и молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Начиная с этой седмицы молитвы из Постной Триоди используются на службе каждый день.
В среду и пятницу на сырной седмице Литургия не совершается, в эти дни впервые читается МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв Великого поста. Реально молитва Ефрема Сирина начинает читаться на вечернем богослужении во вторник, затем в среду утром, вечером в четверг и в пятницу утром.
26 февраля — НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ЗАГОВЕНЬЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ. Воспоминание Адамова изгнания. Это последний день когда вкушаются молочные продукты, яйца, сыр и рыба. На Литургии читается отрывок от Мф 6:14–21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех.
После вечерни (обычно этот чин совершают после Литургии) СОВЕРШАЕТСЯ ЧИН ПРОЩЕНИЯ: верующие просят друг у друга прощения за все обиды, чтобы примирившись войти в пост. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.
27 февраля, понедельник — НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА. По монастырскому уставу — полное воздержание от пищи.
Всем Божьей помощи в подготовке к Великому посту!
Комментарии ()
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()