Взбранному воеводе и Победоносцу Георгию составим похвалу, яко ходатаю нашему и скорому помощнику: ты же, святый великомучениче, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бедсвободи, да зовем ти:
Радуйся, Георгие, великий Победоносче.
АНУИЛЬСКАЯ ИКОНА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА
Нерукотворной образ святого Георгия Победоносца. Монастырь Зограф. Афон.
Фануильская икона великомученика Георгия Победоносца, также известная как Явленная или Самонаписанная
Чудотворная икона великомученика Георгия Победоносца, известная под именами «Фануильской», «Явленной» или «Самонаписанной», издавна пользуется особым почитанием в Зографском монастыре на Святой Горе Афон.
В конце XX века на основе искусствоведческого анализа её датировали XIV столетием, ссылаясь на влияние палеологовского стиля.
Однако предание связывает икону с наиболее известным сказанием об основании Зографского монастыря, относя время появления иконы к концу IX — началу Xвека.
Согласно этому преданию, между братьями-основателями обители — Моисеем, Аароном и Иоанном — возник спор о том, кому посвятить новый монастырь.
Всю ночь они молились и просили Господа явить на специально приготовленной доске имя покровителя обители. Утром на доске проступил лик великомученика Георгия Победоносца.
В память об этом чуде монастырь был посвящён святому Георгию, получил название «Зограф» (т.е. «живописец»), а чудесная икона — отныне известная как «Явленная» или «Самонаписанная» — стала его главной святыней.
Старейшее из ныне известных изложений этого сказания содержится в «Сводной зографской грамоте», которую датируют периодом от XVI до начала XVIII веков; в 1744 году это предание пересказал В. Г. Григорович-Барский.Наименование иконы «Фануильской» связано с иным чудесным событием которое, согласно преданию, сопровождало явление образа на Афоне.
В то же время в монастыре Фануил близ Лидды в Палестине на глазах у монахов пропал лик с иконы великомученика Георгия Победоносца. По одному описанию изображение отделилось от доски, поднялось в воздух, и скрылось из монастыря. Удивленные иноки пали ниц и долго молили Бога, чтобы Он открыл им, куда скрылся от них чудотворный образ великомученика.
В ответ на молитвы сам святой Георгий, явившись опечаленным братьям, утешил их, поведав, что нашел себе храм на Святой Горе Афон и предложил им поспешить туда же.
Исполняя волю Божию, монахи вместе с игуменом поспешили на Афон.
Обнаружив икону в Зографском монастыре, они остались там.
Фануильская икона св. Георгия Победоносца, также примечательна тем, что на ней, возле левой ноздри святого, видна крайняя часть засохшего пальца. Палец принадлежал одному Воденскому (Эдесскому) епископу, который странствовал по Святой Горе.
Отказываясь верить в чудеса, исходящие от иконы, он без должной почтительности предстал перед образом святого Георгия и легкомысленно спросил сопровождавшего монаха: «Не эта ли — та самая чудотворная икона?» При этом он небрежно коснулся лика великомученика указательным пальцем. Дерзость паломника была наказана: палец прирос к иконе так что его пришлось отрезать.
В 1794 году «рабом Божием Стамой хаджи Димо» для иконы был сделан позолоченный кивот.
Ныне чудотворный образ расположен на пилоне южного хора соборного храма Зографской обители.
Благодать, данную ти от Бога, ведуще, память твою празднуем, Великомучениче Георгие, и с усердным молением к чудотворному образу твоему притекающе, твоею всесильною о Господе помощию, яко необоримою стеною, ограждаемся. Сего ради восхваляя тя, усердно зовем Богу: Аллилуиа
(из акафиста Св. Вмч. Георгию).
Икос 1
Ангелов Творец и всея твари Содетель, явивый тя Церкви Своей веры поборника и за веру непобедимаго страстотерпца, внушает нам за подвиги страданий твоих восхваляти тя, святе Георгие, сице:
Радуйся, до конца Иисуса Сына Божия возлюбивый; радуйся, за имя Его с любовию душу свою положивый.
Радуйся, исповедниче, от Бога призванный; радуйся, подвижниче, Божиею благодатию прославленный.
Радуйся, Ангелов сожителю; радуйся, пророков равностоятелю.
Святый, славный и всехвальный великомучениче Христов Георгие!
Собраннии во храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие молим тя, известный желания нашего ходатаю: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благосердия Бога, да милостиво услышит нас, просящих Его благостыню (имена), и не оставит вся наша ко спасению и житию нужная прошения, и да укрепит же данною тебе благодатию во бранех православное воинство, и силы возстающих враг наших да низложит, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имамы Божественную помощь: и всем в скорби и обстоянии сущим многомощное яви твое заступление: умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
О Cвятый славный великомучениче Христов Георгие!
Молю тя, раб Твой (имя): моли с нами Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его и многомощное яви твое заступление.
Да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Радуйся, Георгие, великий Победоносче!
Комментарии ()
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()